Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ "Детский сад №14"
Описание образовательной программы
Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного
образования (далее - Программа) является нормативно-управленческим документом,
регламентирующим содержание и организацию образовательной деятельности и
представляющим модель образовательного процесса муниципального казённого
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14» городского округа
Нальчик (далее - МКДОУ).
Программа
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и Федеральной
образовательной программой дошкольного образования (далее - ФОП ДО).
Программа МКДОУ
«Детский сад №14» го. Нальчик составлена в соответствии со следующими
нормативно-правовыми документами и локальными актами:
□
Конституция
Российской Федерации (ред. от 04.07.2020) ст.67. п.4;
□
Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (зарегистрировано Минюстом РФ от
02.11.2022г., регистрационный №70809) (в ред. от 29.12.2022г.);
□
Федеральный закон
от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»;
□
Федеральный закон
от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в РФ» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
РФ»;
□
Порядком разработки
и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденных
приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №
874 (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809);
□
Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 №30384) (в
ред. от 21.01.2019);
□
Приказ
Минпросвещения РФ от 21.01.2019 № 31 «О внесении изменения в федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный
приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
13.02.2019, регистрационный № 53776).
□
Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»;
□
СанПиН 1.2.3685-21
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (зарегистрировано Минюстом РФ
29.01.2021, регистрационный № 62296), действующим до 01.03.2027 г. (далее -
СанПиН);
□
СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 (зарегистрировано
Минюстом РФ 11.11.2020, регистрационный №60833), действующим до 01.01.2027 г.;
□ СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано Минюстом РФ 18.12.2020,
регистрационный №61573), действующим до 01.01.2027 г.;
□
Указ Президента РФ
В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития РФ на период до 2024 года»;
□
Указ Президента РФ
от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»;
□
Указ Президента РФ
от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ»;
□
Указ Президента РФ
от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей»;
□
Комментарии
Минобрнауки России к ФГОС ДО от 28.02.2014 № 08-249;
□
Приказ
Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые
приказы Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023
№ 72264);
□
Приказ
Минпросвещения РФ от 30.09.2022 № 874 «Об утверждении Порядка разработки и
утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»;
□
Приказ
Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте
России 28.12.2022 № 71847);
□
Письмо
Минпросвещения РФ от 19.12.2022 № 03-2110 «Рекомендации по формированию
инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в целях
реализации ОП ДО»;
□
Письмо
Минпросвещения РФ от 03.03.2023 № 03-350 «О направлении методических
рекомендаций по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного
образования»;
□
Письмо Минобрнауки
России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О
коррекционном и
инклюзивном образовании детей»;
□
Приказ Минтруда и
соцзащиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Профессиональный стандарт «Педагог»
(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем,
среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»;
□
Постановление
Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы
образования»;
□
Постановление
Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на
период до 2025 года»;
□
Письмо Минобрнауки
РФ от 10.01.2014 № 08-5 «О
соблюдении организациями,
□
осуществляющими
образовательную деятельность, требований, установленных ФГОС ДО»;
□ Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24
апреля 2014 г N 23-РЗ "Об образовании".
Программа
направлена на:
✓
создание условий
развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
✓
на создание
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
Программа позволяет реализовать несколько основополагающих
функций дошкольного уровня образования:
1)
обучение и
воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ
его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту
содержании доступными средствами;
2)
создание единого
ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на
приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3)
создание единого
федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от
рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
Настоящая редакция
Программы приведена в соответствие с ФОП ДО на основе ранее действующей ООП
дошкольного образования МКДОУ «Детский сад №14» г.о.Нальчик.
Программа реализуется с 1 сентября 2023
года.
В соответствии с
ФГОС и ФОП ДО
реализация
Программы направлена на достижение следующих целей:
1)
повышение
социального статуса дошкольного образования;
2)
обеспечение
государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
3)
обеспечение
государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе
единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4)
сохранение единства
образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Целью Программы в соответствии с ФОП является разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций.
К традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Программа
направлена на решение следующих задач (в соответствии с ФГОС ДО).
1.
Охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
2.
Обеспечение равных
возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного
детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
3.
Обеспечение
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (далее - преемственность образовательных
программ дошкольного и начального общего образования);
4.
Создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
5.
Объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6.
Формирование общей
культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития
их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
7.
Обеспечение
вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм
дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей;
8.
Формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9.
Обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
Цель Программы в соответствии с ФОП ДО достигается через решение следующих задач:
1.
Обеспечение единых
для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной
программы ДО;
2.
Приобщение детей (в
соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского
народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России); создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
3.
Построение (структурирование)
содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и
индивидуальных особенностей развития;
4.
Создание условий
для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом
разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5.
Охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
6.Обеспечение развития физических, личностных, нравственных
качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
7. Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.