Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ
10.07.2022
Образование детей - инвалидов и детей с ОВЗ
С 01.09.2016 года вступили в
силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с
ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные
образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа
к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности
возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности
несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям,
школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам
поведения и общения.
Эти особые образовательные потребности ребенка требуют
от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или
услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с
инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с
особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по
месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Образовательная политика России ориентирована на
инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование - это такая организация
процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических,
психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных
особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту
жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же
общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях
создаются специальные условия для получения образования указанными
обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном
законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
Информация для родителей по оказанию
образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях
осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование
(школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с
ограниченными возможностями здоровья. Для детей с ограниченными возможностями
здоровья доступны различные формы получения образования в различных
образовательных учреждениях:
- обучение
совместно с другими обучающимися,
- обучение
в отдельном классе обычной школы,
- обучение
в специальной школе,
- индивидуальное
обучение на дому,
- обучение
в негосударственном образовательном учреждении (организации),
- дистанционное
обучение.
Организация обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по
медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
(ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для
детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских
учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное
обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме
Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980
года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного
образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения
образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных
технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для
получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача
социализации выходит на первый план.
Допускается сочетание различных форм получения
образования.