Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2011 - 2020 ГОДЫПРИКАЗ от 9 ноября 2015 г. N 1309 об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидовМетодические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Доступная среда» – это без
барьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам
и совместный процесс их обучения и воспитания, основная идея которых
заключается в исключении любой дискриминации и создании специальных условий для
детей, имеющих особые образовательные потребности.
Эти условия должны гарантировать
возможность:
ü
достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы всеми воспитанниками;
ü
использования
обычных и специфических шкал оценки достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих
его особым образовательным потребностям;
ü
индивидуализации
образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
ü
целенаправленного
развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со
сверстниками;
ü
включения детей
с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования,
научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
ü
использования
в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных
технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.
На данный момент дети с ОВЗ в МКДОУ «Детский сад № 14»- отсутствуют.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является
актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной
социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию
безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда- это обычная среда,
дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и
позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель -обеспечить доступное
и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ
принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким
образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли
обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с
разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В
группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП,
слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий
инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда- это система материальных объектов
деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и
физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное
внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам
эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей,
интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию
самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать
развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая
индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации
предметно-развивающей среды учитываются:
·закономерности психического развития,
·показатели здоровья дошкольников,
·психолого-физиологические особенности,
·уровень общего развития,
·коммуникативные особенности и речевое развитие,
·эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных
условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей
с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному
развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и
интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных
областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с
ОВЗ учитываются следующие принципы:
1.Принцип развития- Взаимосвязь
всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность
личности к дальнейшему развитию.
2.Принцип природособразности воспитания-
Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка
с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения
в его развитии.
3.Принцип психологической комфортности-
Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность
дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального
самочувствия".
4.Принцип взаимодействия-
Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса
(педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в
процессе взаимодействия.
5.Принцип доверительного сотрудничества-
Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком:
открытость, искренность в сотрудничестве.
6.Принцип обучения деятельности-
Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование
готовности к самостоятельному познанию у детей.
7.Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Групповые ячейки оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН и оснащены материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Оборудование групповых помещений позволяет организовать общение и совместную деятельность детей и взрослых.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ
небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе
на общих основаниях. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм
и игрушкам. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные
дорожки. Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками
(воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель), которые могут
оказывать квалифицированную
коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На объекте
«Детский сад №14» г.о. Нальчик проводятся работы по созданию
условий для организации доступной среды.
РОДИТЕЛЯМ
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам
государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида):
ü внешкольное воспитание и образование;
ü среднее общее образование;
ü среднее профессиональное образование;
ü высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные
учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они
направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если
ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение,
его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе.
Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением
ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное
учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и
другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических
работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для
освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую
аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного
образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут
при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из
других образовательных учреждений.
В МКДОУ «Детский сад №14» разработанаАдаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой '’Детство” и Федеральным государственным образовательным стандартам и ФОП Дошкольного образования научные руководители Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и «Коррекционной программой обучения воспитания детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МКДОУ Спорт в жизни детей с ОВЗ очень важен. В
ДОУимеется и оборудован всем необходимым спортивный зал; участки для
прогулок оснащены функциональным и спортивным оборудованием, в том числе с
детьми инвалидами и воспитанниками с ОВЗ.
Для развития физических качеств и двигательных умений
дошкольников в ДОУ оборудован спортивный зал, спортивная площадка,
физкультурные уголки в группах, спортивное оборудование на прогулочных
участках, в том числе для детей -инвалидов и лиц с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ
небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе
на общих основаниях. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм
и игрушкам. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные
дорожки. Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками
(воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель), которые могут
оказывать квалифицированную
коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Согласно требованиям предусмотренных в пунктах 5.1.12–5.1.14,6.2.11 СП 59.13330.2
Чтобы избежать травм в зоне входа:
ü Контролируется
освещение;
ü У центрального входа
на территорию оборудована входная дверь с системой задержки открывания,
необходимая для того, чтобы у детей-инвалидов, особенно на колясках, было время
для проезда;
ü Контроль территории
учреждения и прогулочных участков осуществляется с помощью видеонаблюдения.
ü Ведется работа по
созданию условий для инвалидов и лиц с ОВЗ.
ü Доступ в здание
образовательной организации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями
здоровья обеспечен.
ü При необходимости
инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной
организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
ü Наличие выделенных
стоянок для автотранспортных средств инвалидов обеспеченно.
ü Наличием
адаптированных лифтов, поручней, наличие сменных кресел колясок частично
обеспеченно.
Специальные условия питания
Питание в МКДОУ
«Детский сад №14» организовано сбалансированное питание в соответствии с
примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с
действующими СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Данные
условия приемлемы для детей- инвалидов и детей с ОВЗ.
Специальные условия охраны здоровья
На базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14» созданы благоприятные условия для получения дошкольного образования детьми дошкольного возраста, детьми инвалидами, а также детьми с ограниченными возможностями здоровья, а именно для детей с общим недоразвитием речи. Обогащается развивающая предметно-пространственная среда детского сада, способствующая развитию речи дошкольников, повышается профессиональный уровень педагогов в работе с детьми за счѐт использования в образовательном процессе новых технологий и инноваций.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольной
организации существует локальная сеть, подключение к сети Интернет. В целях
обеспечения доступности к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям, на сайте ДОУ создана альтернативная
версия сайта для инвалидов по зрению. Воспитанники МКДОУ «Детский сад №14», в
том числе дети-инвалиды и дети с ОВЗ,
не имеют самостоятельного доступа к информационным системам и
информационно-коммуникационным сетям.
-В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте ДОУ: https://detsad14nal.tvoysadik.ru
Консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через форму обратной связи или при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным
сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с
официальным сайтом детского сада. Сайт образовательной организации адаптирован
для слабовидящей аудитории.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наличие
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования:
-телевизоры
-мультимедийный проектор
-музыкальный центр, аудиосистемы для
флешносителя
-компьютер1шт.
-магнитные доски и фланелеграфы
-наборы дидактических игр, раздаточный
материал, картинки для фронтальной, индивидуальной работы
-наборы для развития ориентировки в
пространства
-массажные дорожки здоровья
-мячи разных размеров
-спортивные уголки
Материальная база периодически
преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической,
творческой, интеллектуальной активности всех детей.