Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2011 - 2020 ГОДЫПРИКАЗ от 9 ноября 2015 г. N 1309 об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидовМетодические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Доступная среда» – это без барьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения и воспитания, основная идея которых заключается в исключении любой дискриминации и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Эти условия должны гарантировать возможность:

ü достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми воспитанниками;

ü использования обычных и специфических шкал оценки достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

ü индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

ü целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

ü включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

ü использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.

На данный момент дети с ОВЗ в МКДОУ «Детский сад № 14»- отсутствуют.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда- это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель -обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

Инвалиды с нарушением слуха

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта

Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата


Предметно-развивающая среда- это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

·закономерности психического развития,

·показатели здоровья дошкольников,

·психолого-физиологические особенности,

·уровень общего развития,

·коммуникативные особенности и речевое развитие,

·эмоциональное благополучие.


В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.


При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1.Принцип развития- Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2.Принцип природособразности воспитания- Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3.Принцип психологической комфортности- Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

4.Принцип взаимодействия- Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5.Принцип доверительного сотрудничества- Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6.Принцип обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7.Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Специально оборудованные учебные кабинеты


Групповые ячейки оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН и оснащены материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Оборудование групповых помещений позволяет организовать общение и совместную деятельность детей и взрослых.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки. Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель), которые могут оказывать квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

На объекте «Детский сад №14» г.о. Нальчик проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды.Хочу такой сайт

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!


Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает
(в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):Хочу такой сайт

ü дошкольное воспитание;Хочу такой сайт

ü внешкольное воспитание и образование;Хочу такой сайт

ü среднее общее образование;

ü среднее профессиональное образование;

ü высшее профессиональное образование.


Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

В МКДОУ «Детский сад №14» разработанаАдаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой '’Детство” и Федеральным государственным образовательным стандартам и ФОП Дошкольного образования научные руководители Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и «Коррекционной программой обучения воспитания детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина).

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МКДОУ Спорт в жизни детей с ОВЗ очень важен. В ДОУимеется и оборудован всем необходимым спортивный зал; участки для прогулок оснащены функциональным и спортивным оборудованием, в том числе с детьми инвалидами и воспитанниками с ОВЗ.

Для развития физических качеств и двигательных умений дошкольников в ДОУ оборудован спортивный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах, спортивное оборудование на прогулочных участках, в том числе для детей -инвалидов и лиц с ОВЗ.


Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки. Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель), которые могут оказывать квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Согласно требованиям предусмотренных в пунктах 5.1.125.1.14,6.2.11 СП 59.13330.2

Чтобы избежать травм в зоне входа:

ü Контролируется освещение;

ü У центрального входа на территорию оборудована входная дверь с системой задержки открывания, необходимая для того, чтобы у детей-инвалидов, особенно на колясках, было время для проезда;

ü Контроль территории учреждения и прогулочных участков осуществляется с помощью видеонаблюдения.

ü Ведется работа по созданию условий для инвалидов и лиц с ОВЗ.

ü Доступ в здание образовательной организации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья обеспечен.

ü При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.

ü Наличие выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов обеспеченно.

ü Наличием адаптированных лифтов, поручней, наличие сменных кресел колясок частично обеспеченно.

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ДС14 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 638659264186898037567612618100491810558963417989 Директор/Заведующий Арипшева Элла Маратовна Дата подписания документа 28.10.2024 17:10:39 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Специальные условия питания

Питание в МКДОУ «Детский сад №14» организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Данные условия приемлемы для детей- инвалидов и детей с ОВЗ.

Специальные условия охраны здоровья

На базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14» созданы благоприятные условия для получения дошкольного образования детьми дошкольного возраста, детьми инвалидами, а также детьми с ограниченными возможностями здоровья, а именно для детей с общим недоразвитием речи. Обогащается развивающая предметно-пространственная среда детского сада, способствующая развитию речи дошкольников, повышается профессиональный уровень педагогов в работе с детьми за счѐт использования в образовательном процессе новых технологий и инноваций.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольной организации существует локальная сеть, подключение к сети Интернет. В целях обеспечения доступности к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, на сайте ДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Воспитанники МКДОУ «Детский сад №14», в том числе дети-инвалиды и дети с ОВЗ, не имеют самостоятельного доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям.

-В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте ДОУ: https://detsad14nal.tvoysadik.ru

Консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через форму обратной связи или при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада.


Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада. Сайт образовательной организации адаптирован для слабовидящей аудитории.


Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:

-телевизоры

-мультимедийный проектор

-музыкальный центр, аудиосистемы для флешносителя

-компьютер1шт.

-магнитные доски и фланелеграфы

-наборы дидактических игр, раздаточный материал, картинки для фронтальной, индивидуальной работы

-наборы для развития ориентировки в пространства

-массажные дорожки здоровья

-мячи разных размеров

-спортивные уголки

Материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности всех детей.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

В ДОУ общежитие, интернат отсутствуют.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ общежитие, интернат отсутствуют.

Наверх

Положение о сис

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».