ПРОЕКТ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 14» г.о.НАЛЬЧИК

Нальчик 2022г

"У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там растет.
Огуречная рассада.
И укропчик и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот"
И уходят, открыв рот"

Актуальность проекта
Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том,
что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых
условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности
недостаточно развит. Поэтому я поставила перед собой цель: дать детям
необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из
семян. Расширить знание и представление детей о полезных свойствах овощей
(лук, укроп, горох, бобы), их строении и условиях, необходимых для их роста.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и
исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных
условиях.
Задачи проекта:
1. Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на
подоконнике.
2. Развивать познавательные и творческие способности.
3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных
растений (лук, укроп, горох, бобы, цветы).
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для
роста растений.
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных
условиях.
6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте
растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
7. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
8. Получить положительные эмоции от полученных результатов.

Ожидаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают,
выращивают из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить
многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Создание в группе огорода на подоконнике.
4. Создание дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
5. Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно –
огородных растений на подоконнике.
6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные
эмоции от полученных результатов.
Авторы проекта - воспитатели: Шелковникова Марина Джигитовна
Черкашина Алёна Владимировна
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательный, исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Место проведения проекта: МКДОУ «Детский сад №14».
Сроки реализации проекта: 2022 учебный год, март-апрель
Предварительная работа:
1. Выставка книг с русскими народными сказками, стихов, рассказов о
растениях, овощах и фруктах.
2. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
3. Раскрашивание картинок «Овощи, фрукты ».
4. Рисование на тему «Что за чудо огород, что же, что же там растёт ».
5. Чтение художественной литературы : русская народная сказка «Репка »,
«Вершки и корешки », белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,
стихотворение С. Михалкова «Овощи».
6.Рассматривание иллюстраций в книгах.
Работа с родителями:
1. Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на
окне» контейнеры, землю, семена для посадки.
2. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для
закрепления знаний о растениях (овощах) .
Способы оценки.
Опыты, наблюдения, беседы.

Этапы работы над проектом:
Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного
материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне»,
составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я
неделя.
Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные
мероприятия для реализации проекта(беседы, опыты, эксперименты, творческая
деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая
беседа – 4-я неделя.
Этапы реализации проекта.
№
пп

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки
реализации

1 этап – подготовительный.
1

Беседа с родителями
«Огород на окне».

Обсудить цели и
задачи проекта.
Сформировать
интерес у родителей
по созданию
условий для
реализации проекта.

Воспитатели
родители.

1-я
неделя

2

Консультация для
родителей «Огород на
окне»

Просвещать
родителей по
данной теме.

Воспитатели

1-я
неделя

3

Подбор наглядно –
дидактических
пособий,
демонстрационного
материала, природного
материала,
художественной и
научной литературы,
приобретение
необходимого
оборудования.

Создать условия для
реализации проекта
«Огород на окне».

Воспитатели
родители.

1-я
неделя

Вызвать интерес к
растениям, желание
заботиться о них,
углублять и
расширять знания
видах растений.

Воспитатели

2-я
неделя

2 этап – основной.
4

Рассматривание книг,
иллюстраций о
растениях.

5

НОД «Дикорастущие и
культурные растения»

Ввести и обосновать
классификацию
растений как
дикорастущих и
культурных (по
взаимоотношениям с
человеком),познаком
ить с интересными
представителями
мира растений.

Воспитатели

2-я
неделя

6

Практическая
деятельность: посадка
лука, овса.

Вызвать интерес к
выращиванию
огородной культуры.

Воспитатели

2-я
неделя

7

Опыт – наблюдение за
ростом лука, овса.

Учить детей
замечать изменения,
которые происходят
у прорастающих
луковиц, зерна.

Воспитатели

3 - неделя

8

Труд в уголке
природы.

Продолжать учить
детей правильно
строить суждения и
делать выводы о
создании
благоприятных
условий (воды,
света, тепла)

Воспитатели

3 - неделя

9

Опыт- наблюдение за
ростом лука в
благоприятных и
неблагоприятных
условиях.

Получить
необходимые
условия для роста
лука (свет, вода,
тепло).

Воспитатели

3-я
неделя

10

Рассматривание
цветочных семян через
лупу.

Дать понятие о том,
что форма и
количество семян у
разных растений
разное. С помощью
лупы определить,
что помогает
перезимовать
семенам

Воспитатели

2-я
неделя

11

Практическая
деятельность:

Продолжать
формировать навыки

Воспитатели

3-я
неделя

выращивание рассады
(бархатцы, перец).

посадки и ухода за
растениями.

12

Дидактическая игра
«Культурные и
дикорастущие».

Закреплять
классификацию
растений по
ценности для
людей.

Воспитатели

3-я
неделя

13

Дидактическая игра
«Цветочный магазин».

Закреплять умение
различать цвета,
называть их быстро,
находить нужный
цветок среди
других, называть
его; научить детей
группировать
растения по цвету,
составлять красивые
букеты.

Воспитатели

3-я
неделя

14

Наблюдения: «Растут
ли наши растения?»

Продолжать учить
детей замечать
изменения в росте и
развитии растений .

Воспитатели

3-я
неделя

15

Оформление дневника
наблюдений.

Зафиксировать
наблюдение за
растениями.

Воспитатели

3-я
неделя

16

Труд в природе.

Подготовить клумбы
к высадки рассады
цветов, формировать
интерес к результату
своего труда.

Воспитатели

3-я
неделя

17

Итоговая беседа
«Огород на окне
переносится на участок
детского сада».

Настроить детей на
дальнейшую
деятельность по
пересадке огорода
на окне в огород на
участке сада.

Воспитатели

3-я
неделя

Воспитатели

4-я
неделя

3 этап – заключительный.
18

Обработка и
оформление
материалов проекта в

виде презентации.
1
9

Анализ
результативности

Воспитатели

4-я
неделя

Посадили 03.03.2022г.

Мы, ребята малыши,
Любим мы трудиться.
Вот посадимлук,
Будем им гордиться.

Посадили 07 .03.2022г.

Выросло 17.03.2022г

Выросло 27 марта 2022г

Вкус фасоли знаем мы,
Витамины ее нам точно нужны.
На грядках всегда прорастает,
Ее любой найдет и узнает.
Можно в суп, в салат добавить,
Ингредиентов других нам прибавить.
Чудо-блюдо смастерим,
И друзей всех удивим.

У гороха забот много
Он участник многих блюд.
Скромен, добр и не крут,
По сравнению с другими,
Овощами дорогими.
И в дома любые вхож.

В мартовские денечки,
В доме на окне,
Посадили дети
Семена в горшке.
Поливали землю
Тёплою водой,
И взошла посадка
Ровною стеной.

Есть у нас свой огород,
Много там всего растёт.
И морковка, и петрушка...
Любим с грядки зелень кушать

Дети продолжали
Зелень поливать,
Очень им хотелось
Урожай собрать.

С луком дружат все спортсмены,
Любят взрослые и дети.
Даже те, кто на диете
Потребляют непременно
Наш зеленый овощ лук.

Стану я тебя лелеять,
Наш кормилец - огород,
Чтобы входы зеленели,
Чтобы лук шикарный рос.

По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены
следующие результаты:
1. Дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали,
выращивали из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и
разнообразие посевного материала.
3. В группе был создан огород на окне.
4. Вели наблюдения за растениями на подоконнике и записывали в дневник
наблюдений вместе с воспитателем.
5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию
культурно – огородных растений на подоконнике.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные
эмоции от полученных результатов.

Потрудились мы на славу,Вот наш первый урожай

Огород наш, огород
Все на нем всегда растет!
Витаминов целый клад,
Приходите все к нам в сад.

Используемая литература:
1. Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом.
Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание,
исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском
саду. Мир растений», Москва 2005г.
3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
4. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для
дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность
детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство –
Пресс 2008г

А огород продолжает радовать нас! ИЮЛЬ 2022г
Горох, помидоры, огурцы, мелисса, салат...

1. Рассматривание овощей, наблюдения за растениями, растущими на
«огороде».
Задачи:
-Закрепить знания детей об овощах.
-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.
-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте.
Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.
Ход занятия:
Проведение игры «Овощи в корзинке». Ребенку предлагается самостоятельно
назвать овощи и положить в корзинку.
Игра «Угадай загадку». Взрослый загадывает загадку, ребенок, отгадав,
показывает нужную карточку с изображением овоща.
Загадки:
1. Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)
3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)
5. Красненькие сапожки - в земле и в лукошке. (Свекла)
6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)
7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)
8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачок)
Физкультминутка.
Воспитатель напоминает, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в
огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а
дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а,
услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где
растет.
Рассматривание и называние овощей, растущих на огороде (лук, укроп, горох,
бобы).
Беседа о том, что за растениями необходим уход.
2. Опыты - эксперименты.
Земля.
Занятие- беседа- исследование: Узнаем, какая земля.
Цель: выявить свойства земли( имеет вес, черного цвета, почва сыпучая).
Материал, оборудование: земля в контейнерах.

Вода.
Занятие- опыт- эксперимент: Вода и растения.
Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один
поливают регулярно, второй не поливается совсем).
Солнце.
Занятие- опыт- эксперимент: Солнце и лучок.
Цель: определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит
на солнышке, другой поместили в темную комнату).
Человек.
Занятие- опыт- эксперимент: Человек и лук.
Цель: выявить насколько луку необходим уход человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и луком (один контейнер дети
поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не
рыхлят землю, поставили в темное место).
3. Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе»:
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе,
Вот салат, а здесь укроп,
Там морковь у нас растет.
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бойС корнем будем выдирать,
Да пониже приседать.
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
Мы ее не будем трогать
Обожглись уже немного.
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.

Схема роста растений
Март
1 неделя

Число

Понед

Рост растения

2 неделя.

Число

28

Понед

7

Втор

1

Втор

8

Среда

2

Среда

9

Четв

3

Четв

10

Пятн

4

Пятн

11

Субб

5

Субб

12

Воскр

6

Воскр

13

3 неделя

Число

4 неделя.

Число

Понед

14

Понед

21

Втор

15

Втор

22

Среда

16

Среда

23

Четв

17

Четв

24

Пятн

18

Пятн

25

Субб

19

Субб

26

Воскр

20

Воскр

28

Рост растения

Рост растения

Рост растения

Схема роста растений
Март-Апрель
1 неделя

Число

Понед

Рост растения

2 неделя.

Число

28

Понед

4

Втор

29

Втор

5

Среда

30

Среда

6

Четв

31

Четв

7

Пятн

1

Пятн

8

Субб

2

Субб

8

Воскр

3

Воскр

10

Рост растения

Загадки
сгрядки

Стихи
про овощи

Художественная литература:
Р.Н.С.:«Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская
сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».
Поговорки:«Огород – для семьи доход»
«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».
Загадки:
Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз,
Разных бус На разный вкус.

(Сад)

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок Зелёненький лесок.
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
Маленький, горький Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку Будет пахнуть очень долго.
Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.
Голова на ножке,
В голове - горошки.
Стоит в саду кудряшка Красная рубашка,
Сердечко непростое. Что это такое?
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..?(Горох)

(Редис)

(Чеснок)

(Репа)

(Семя)

(Мак)

Он сначала был зеленым и лимонным,
А теперь вот загорелся красным светом
И горит все дни подряд Ждёт, когда его съедят.(Помидор)
На грядке чудо-плети усаты и длинны.
В плетях плоды-колбаски зелёные видны.
А у нашей бабы Ксюши фиолетовые груши
Зрели - вызрели, ребятки,не на дереве - на грядке.
Их сырыми не едят, но зато уж все подряд
У добрейшей бабы Ксюши фиолетовые груши,
Как ватрушки, калачи, побывают вдруг в печи,
И получится тогда -очень вкусная икра.
Я хочу у вас спросить, что же это может быть?(Баклажаны)
В тесной темнице пришлось ей родиться Красной девицей на свет появиться.(Красная свекла)
А эта девица совсем бледнолица,
И тоже пришлось ей в темнице родиться.
Но если б она да не вышла вдруг в свет,
Не стало бы в мире вкусных конфет.(Сахарная свекла)
Что за овощ? посмотри!
Ал снаружи – бел внутри.
Твёрд, но сочен, как арбуз,
И с горчинкою на вкус(Редис)
Черна снаружи -внутри бела.
На нашей грядке она росла.
И вот однажды(всему свой срок!)
Под нож попала - пустила сок.
В меню желанна, хоть и жестка.
На вкус приятна, хоть и горька.(Редька)
Среди зелёных листочков
Повисли сотни теремочков.
А в теремочках тех, ей-ей,
Ни окон нету, ни дверей.
Но тем, однако, знамениты,
Что колобочками набиты.(Стручки гороха)
Эти красные стручки
С виду хоть невелики,
Но зато по белу свету
Ничего горчее нету.(Горький перец)

Зрелось ей в стручке неплохо
Стала вдруг крупней гороха.(Фасоль)
Как на язык он попадёт Как кипяточком обожжёт.
Он лука брат, в нем витамины.(Чеснок)
Растут на грядкеУ Агаты
Слезоточивые гранаты.(Луковицы)
Не торопясь представиться,
Скромнейшая красавица
Оранжевого цвета
Растёт в земле всё лето.(Морковь)
Он в огороде каждый год
У нас не сеянным растёт.
Но это вовсе не сорняк Полезный пряный овощ.
Как его покрошишь для салата Придаст такого аромата!(Укроп)
Он не завиден сам собой.
Как поглядишь – трава-травой,
Но для борщей зелёных он
Незаменим с былых времён.(Щавель)
Несказанно Андрюшке однажды повезло Нашёл на грядке ягодку на десять всех кило.
А что за чудо-ягода?Подсказки я не дам.
Подумай-ка немножечко и догадайся сам.(Арбуз)
Всё росла, росла и зрела – пожелтела.
Только эта героиня и не груша, и не дыня.(Тыква)
В огороде каждый год он ухоженным растёт.
Без него, я не шучу, не быть вкусному борщу.
У него внутри немало знаменитого крахмала.(Картофель)
Высока, зерном богата,
Да к тому же волосата.(Кукуруза)
В огороде, у дорожки, шляпка выросла на ножке
И пестрела тёплым летом очень ярким жёлтым светом.
А потом она созрела, погрузнела, почернела
И ребятам, как смогла, горстку семечек дала.(Подсолнух)

Стихи:
А. Максакова
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
Т. Казырина
А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!
Т. Юдина
Мы редиску поливали,
Когда вырастет, все ждали...
Со сметанкой, очень вкусно,
С добавлением капусты!

Ж. Дарк
Летом огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.
А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках
в погреба и закрома!
И. Михашина
Дети все стремятся к маме.
Я сижу в своей панаме.
Я люблю свой огород.
Здесь клубника лезет в рот.
Ешьте овощи и фрукты!
Ешьте овощи и фруктыЭто лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
Н. Довженко
С белым хвостиком редиска
Зарумянила бочок,
С грядки нам сестра Раиска
Собрала большой пучок.
И. Дарнина
В огороде у Анфисы
Урожай большой редиса.
И соседи все подряд
Рвут редиску на салат.
Г. Рукосуева
Это что за страусятки
Летом выросли на грядке.
Над землёю лишь одни
Листья – хвостики видны.
Красные редиски ловки,
Спрятали в земле головки.

Е. Груданов
Постараться может каждый...
И за лето не однажды
Он получит ценный приз Вкусный розовый редис.
Как он быстро вырастает:
Трёх недель ему хватает!
Только посадить успели,
А уже, глядишь, и съели!
Снова грядочку копай
И - сначала начинай...
Как он смотрится на ложке!
И в салате, и в окрошке...
Его вкус и его вид
Будят страшный аппетит!
Н. Анишина
Лук стал сердитым от обиды:
– Во мне сплошные фитонциды.
Да, иногда я раздражаю, —
сказал он, слёзы вытирая. —
Когда людей сразит недуг,
все вспоминают: – Где же лук?
Я выгоняю хворь и боль,
Средь овощей и я не ноль.
А. Бах
Поливаем мы редиску,
С беленьким она бочком.
Поливаем ,поливаем,
А потом на стол сорвем!
Очень вкусная редиска,
И красивая при том.
Хлеба черного нарежем,
И съедим ее потом.
Дождались - вот дела,
К столу редиска подошла!
Витаминов в ней не счесть,
Ой хочу ее поесть!
Е. Жуковская
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.

О. Шалимова
Бело-розовый костюмчик,
Тонкий длинный хвостик,
Есть ещё зеленый чубчик,
Колкий, но не очень.
Самый ранний корнеплод,
Пионер на грядках,
Не годится он в компот
Да и в суп навряд ли!
Со сметаной овощ дружит,
С майонезом, маслом!
Угадал? Салат на ужин
Из редиски с квасом!
А. Полетаева
Красная сидит девица,
Есть зелёная косица.
С белым, иногда, бочком,
Топнет острым каблучком!
То – морковкина сестрица,
Круглая редисочка!
Я её люблю с лучком,
Со сметанкой в мисочке!
А. Моккули
Я задам вам всем вопросик
– Для чего редиске хвостик?
Есть зелёная ботва –
К свету тянется она.
У неё есть голова –
Из земли торчит едва.
И краснеет от стыда
Из-за хвостика она.
Кто ответит на вопросик?
Ну, зачем редиске хвостик?
Я скажу вам между нами
– Ищет воду он корнями.
Не видать его тебе –
Глубоко сидит в земле.
Т. Казырина
Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает

Л. Шмидт
– Какое горе! – крикнул Лук.
– Я приношу так много мук!
Хозяйка слёзы льёт полдня,
Лишь только шубу сняв с меня.
Н. Красноперова
На Букву «Л» тут зреет Лук,
Он для здоровья лучший друг.
Хоть Лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок.
И. Ефремов
У меня есть друг,
Он – от семи недуг!
Это - вкусный и полезный,
Желто - золотистый лук!
Хе Лена
Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать!?
М. Борина
Огурец растет на грядке,
Значит будет все в порядке,
Скоро будет урожай,
Если хочешь, собирай.
Ты задай ему вопрос:
-Для чего, огурчик, рос?
И получишь ты ответ:
-На салат и в винегрет.
Е. Жуковская
Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый,
Расту я в огороде,
Любим во всем народе,
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец.
М. Борина
Вкусной выросла морковка,
Очень длинная головка
Оранжевого цвета

Солнечного лета.
Хвостик над землей торчит
И ребятам говорит:
Прояви сноровку,
Доставай морковку.
Вкусную и сладкую
Но не ешь украдкою.
Вымой очень тщательно,
Все будет замечательно.
И. Финк
Дремлет под землёй морковь
Что же ей там снится?
Пригрoзим, нахмурив бровь
- Покажись, девица!
Н. Довженко
У морковки красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зелёный пышный хвостик
Украшает огород.
Н. Лебедева
Сидит на грядке огурец
В зелененьких мурашках.
-Ты не замерз ли, молодец?
Надень скорей рубашку.
-Мне без рубашки хорошо,
Я не кочан капустный,
А коли ты меня нашел,
То съешь, я очень вкусный
Л. Громова
Как у бабушки на грядке
Вырос овощ очень сладкий,
Проведем мы тренировку Кто быстрей сгрызет морковку.
В. Безладнов
Зеленый огурец –
Большой-большой хитрец:
Сидит себе на грядке,
С людьми играет в прятки
Зелененьким листом
Укрылся, как зонтом,
Сидит… и не пищит –
Попробуй отыщи!

НОД «ДИКОРАСТУЩИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир –
мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и
культурные (по взаимоотношению с человеком).
Ход занятия.
Аутотренинг «Мы – друзья природы»
- Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать все живое.
- Кто еще (кроме людей и животных) живет на нашей планете?
- Растения – это целое царство – государство.
-Какие растения вы знаете? Какие растения живут вместе с нами в группе?
Ребенок:
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина.
1 слайд.
- Нравятся вам эти растения? Эти растения сами выросли на лугах, на полях, в
лесу. Человек не принимал и не принимает участие в жизни этих растений (не
сажает, не ухаживает за ними). Такие растения называются дикорастущими.
2 слайд.
-Вспомните, где вы встречались с этими растениями? (выращиваем на огороде, в
саду, на клумбах, содержим в нашей группе и дома).
- Эти растения выросли и могут жить только при участии человека. Такие
растения называются культурными.
- Подумайте и скажите, как человек принимает участие в жизни этих растений?
3 слайд.
- Мы собираем семена, выращиваем из них рассаду, ухаживаем за рассадой. И
даже когда появляются цветы и плоды, продолжаем ухаживать за растениями
(поливаем, подкармливаем).
Культурные растения требуют внимания и заботы человека. Дикорастущие
растения живут по своим законам, без участия человека. Но, конечно, и те, и
другие растения прекрасны и удивительны.
- А теперь давайте поприветствуем все живое: (физминутка)
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Нам здороваться не лень!
-Сейчас я буду загадывать вам загадки о растениях, вы постарайтесь отгадать их и
назвать, к культурным или дикорастущим они относятся, объясняя свой
ответ. (Все загадки сопровождаются слайдами).
1. На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли прорвусь. (Подснежник)
На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
Знают даже малыши
То лесные …(ландыши).
Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи.
Скромные полевой цветок
Синеглазый …(василек)
Разбежались по лужайке
\
Беззаботной легкой стайкой.
Словно девочки – подростки
Белоствольные …(березки).
На солнышке сидит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони –
Золотым зерном набит. (Колос)
Есть один такой цветок,
не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
Вот чудесные цветы
Небывалой красоты,
Яркие, пахучие…
Ай-ай-ай! Колючие! (Розы)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста).
Зимой и летом одним цветом. (Елка)
Из лесочка деревцо
Пришло к дому, под крыльцо,
С доброй славой,
с головой кудрявой,
С красными кистями,
С пернатыми гостями. (Рябина)
Пальчиковая гимнастика.
Наши красные цветочки

Распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки.
Они головками кивают
И тихонько засыпают.
Игровое упражнение.
- Давайте поиграем. Сначала мы будем называть конкретные культурные
растения, передавая мяч друг другу, потом дикорастущие.
Ребенок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты,
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
-Ребята надо любить и охранять природу нашего края. А что значит – охранять?
Сейчас мы пойдем в группу и вы нарисуете культурные и дикорастущие растения,
которые вам нравятся.
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
ТЕМА: ПОСАДКА ЛУКА.
Программное содержание. Расширять представления детей об условиях,
необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать
элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и
навыки.
Материал. Кукла Незнайка. Расписной сундучок. Для посадки лука: земля,
стаканчики, лейка с водой, тряпичные салфетки, фартучки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Лепка и рисование лука.
Рассматривание овощей и фруктов.
Ход занятия.
Педагог обращает внимание детей на расписной сундучок: «Ребята вы хотите
узнать , что же находится в этом красивом сундучке?»
В это время появляется Незнайка.
Воспитатель. Ой, кто это? Это же Незнайка. Здравствуй Незнайка!
Незнайка. Можно я останусь с вами на занятии и посмотрю, что находится в
сундучке?
Воспитатель. Конечно, Незнайка , ребята рады тебя видеть на своём занятии.
Педагог заглядывает в волшебный сундучок: «Чтобы узнать , что лежит в
сундучке, нужно отгадать загадку:
«Сидит, дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает»
Незнайка. Да это же дед Природовед, я его знаю!
Воспитатель. Незнайка, не торопись, может, дети знают отгадку?

(педагог обобщает ответы детей). Конечно это лук! (достает луковицы)
А почему в загадке говорится о том, что этот дед во сто шуб одет? Это образное
выражение. На самом деле это луковица, которая покрыта множеством слоёв
тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой, такую
кожицу называют луковой шелухой. На Пасху яйца варят в луковой шелухе, и они
окрашиваются в красный цвет. А как вы думаете, почему когда «раздевают» лук ,
то проливают слёзы?
(воспитатель разрезает луковицу, показывает внутренние слои)
Незнайка. А зачем мне этот жгучий лук?
Воспитатель. Лук очень полезный. Люди издревле знали: Чтобы не болеть, нужно
кушать лук. Есть даже такая пословица: «Лук от семи недуг» . В луке содержится
много полезных веществ – витаминов. Лук можно кушать сырым и варёным,
жареным.
Физкультминутка.
От простуды и ангины (Дети показывают на горло)
Помогают витамины(Разводят руки в стороны)
Ну а лучше есть лимон (Изображают, что кушают лимон)
Хоть и кислый он.
Помни истину простую (Грозят пальцем)
Лучше видит тот ( Изображают, что смотрят в бинокль)
Кто жуёт морковь сырую (Изображают, что грызут морковь)
Или сок морковный пьёт (Изображают, что пьют сок)
Воспитатель. Овощи и фрукты очень полезные, в них содержаться природные
витамины. Природные витамины можно вырастить на окне. Дети, а вы знаете что
нужно сделать для того, чтобы вырастить луковицу? (Ответы детей). Конечно,
нужно её посадить. Луковицу можно вырасти в воде и в земле. Если луковицу
поставить в воду, она будет расти пером – то есть в зелень. Если посадить
луковицу в землю, то будет расти головка луковицы и зелень (перо). Сегодня я
покажу вам , как можно сажать луковицу в землю.
Педагог достаёт землю и лейку: « Земля нужна луковице для питания. Нужно
насыпать землю в какую-нибудь емкость – баночку, или коробочку. Затем
перемешать так ,
чтобы не было комочков, чтобы земля была мягкая, однородной. После этого
нужно сделать углубление и посадить луковицу в землю. Торопится нельзя.
Каждое дело требует усердие и внимания. Посмотрите у луковицы есть корешок .
Нужно, чтобы луковица была воткнута в землю корешком. Только тогда луковица
будет расти. Верху появятся зелёные расточки – перья лука. Как вы думаете, что
следует ещё сделать , чтобы луковица выросла? Конечно землю нужно полить.,
чтобы напоить корешки лука.
Воспитатель. Незнайка, выбери, пожалуйста место для наших луковиц. Чтобы им
было светло и тепло.
Незнайка. Чтобы луковицы росли, нужно правильно ухаживать за ними и вовремя
их поливать. Я вам подарю линейку, которой вы будете измерять высоту пера
своих луковиц. Когда лук вырастет , его можно будет срезать и покрошить в
салат.
Незнайка благодарит детей за интересное занятие и прощается.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

«Вершки и корешки»
Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи
пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут
корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок
подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг,
объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей
должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки ).
«Что сначала, что потом».
Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных
событий. Развивать мышление, речевую активность.
Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями,
бутонами, цветами, плодами), яблоко.
Ход игры:
Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем
предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя,
как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.
«Закончи предложение».
Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный
запас.
Материал. Мяч.
Ход игры
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Тема "Фрукты"
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между
пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую
стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга
На базар ходили мы,(мизинцы)
Много груш там и хурмы,(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и
средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие
пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
3. Яблоки кислые.
Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.
4. Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть
"чашечкой".
5. Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и
облизать верхнюю и нижнюю губу.
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать
широкий язык вперед-назад.
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык
сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и
убрать назад.
8. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша
домика).
Пальчиковая игра "Варим мы компот"
Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают
сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы),
сопровождая игру произнесением стиха:
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"
Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят"
указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог
стиха делая по шагу.
Раз, два, три, четыре, пять.
В сад идем мы погулять:

За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Бабушка кисель варила
Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,
(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом
(гора).)
В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)
Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)
Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются
друг за друга.)
Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают,
как крылья.)
Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)
У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)
Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)
«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)
Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)
Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)
Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)
Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети
делают движения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан
Полный разных семян. (Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!
Вот так яблоко
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
Руку протяните,
(Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.
(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать,
(Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать.
(Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну
(Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву!
(Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
«Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в
сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются
одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук
подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней
- цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся
назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.


Наверх

Положение о сис

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».