Оглавление Пояснительная записка .......................................................................................... 3 Паспорт программы ............................................................................................... 4 Информационная справка о ДОУ ......................................................................... 7 Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа ...................... 8 Концепция Программы развития........................................................................ 18 Основные мероприятия по реализации Программы ........................................ 20 Ожидаемые результаты Программы .................................................................. 29 Условия реализации приоритетных направлений Программы……………...30 Оценка результатов Программы ……………………………………………...32 2 1. Пояснительная записка Программа развития Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14» г.о. Нальчик до 2026 года представляет собой управленческий документ, предусматривающий реализацию комплекса мероприятий и создания необходимых условий в образовательной организации для достижения определенных документами стратегического планирования целей государственной политики в сфере образования на принципах проектного управления. Программа развития разработана на основе проектного управления, закрепленного в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242 (ред. от 17.07.2019) «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» и предусматривает возможность достижения целевых показателей с опорой на внутренние и привлеченные ресурсы. Программа развития является основанием для интеграции образовательной организации в сетевые сообщества (объединения, кластеры) системы образования по приоритетам развития образования. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития определяет стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу: ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития. Программа как проект перспективного развития образовательной организации призвана: обеспечить достижение целевых показателей Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на срок 2018 - 2025 годы (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642) и стратегических целей Национального проекта «Образование» в деятельности образовательной организации; обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всестороннее удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательных отношений; консолидировать усилия всех заинтересованных участников образовательных отношений и социального окружения образовательной организации для достижения целей Программы. Программа развития (далее Программа) является управленческим инструментом образовательной организации по достижению целей государственной политики в сфере образования. Цели государственной политики сформулированы в Национальном проекте «Образование»: 1. Цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. 2. Цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Трансформируем эти две цели в инструментальные цели развития образовательной организации: - совершенствование системы управленческих и методических действий, реализующих право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития ребенка, максимально полное удовлетворение социального заказа. 3 Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения через проекты, реализующиеся с помощью педагогического коллектива: 1. обеспечение детей в возрасте от 5 лет качественными условиями для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата сетевого взаимодействия с социальными партнерами; 2. внедрение целевой модели информационно-просветительской поддержки родителей, включающей создание, в том числе в дошкольных образовательных организациях, консультационных центров, обеспечивающих получение родителями детей дошкольного возраста методической, психолого-педагогической, в том числе диагностической и консультативной, помощи на безвозмездной основе; 3. повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников в форматах непрерывного образования. Прохождение педагогическими работниками добровольной независимой оценки профессиональной квалификации. Результатом работы детского сада по направлениям является повышение эффективности работы МКДОУ, результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общественности качеством образования, которые служат для ведения контроля за организацией и внесения изменений в основную образовательную программу. Проекты, представленные для реализации плана Программы развития, рассчитаны на весь период с 2022 по 2027 годы ее реализации. 2. Паспорт Программы развития: Полное наименование программы Основания для разработки программы Программа развития Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14» городского округа Нальчик 1.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ст.28. 2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Приказ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). 3.Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (сроки реализации 2018-2025) 4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование». 5. Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при президенте РФ (протокол от 03.09.2018 №10). 6. Постановление №249-ПП от 17 сентября 2013 года «О Государственной программе Кабардино-Балкарской Республике «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике»» с изменениями на 20 апреля 2020 г. - Госпрограмма развития образования 2018-2025 7. Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации, от 20.02.2019; 8. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в 4 Российской Федерации Десятилетия детства"; 9. Проект №960545-7 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам патриотического воспитания обучающихся» 10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996 – р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 11. Муниципальная программа «Развития образования в городском округе Нальчик» (в ред. от 31.03.2017 №553, от 02.04.2021 №539) Создание необходимых условий для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка, эмоционально положительного, Цель программы содержательного проживания им периода дошкольного детства в условиях информационно-насыщенного образовательного пространства в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и основной образовательной программой ДОУ для обеспечения современного доступного качественного образования и позитивной социализации детей. Направления развития: - «Социальная активность»; Направления и - «Педагог будущего»; задачи программы - «Современный детский сад» - «Поддержка семей, имеющих детей»; - «Успех каждого ребенка»; - «Цифровая образовательная среда». - «В мире профессий» Задачи: 1. Обеспечение доступности дошкольного образования; 2. Обеспечение современного качества дошкольного образования; 3. Создание материально-технических и кадровых условий обеспечение качественного дошкольного образования; 4. Обеспечение эффективного управления дошкольным образовательным учреждением; 5. Разработка и введение в образовательный процесс новых образовательных технологий, педагогических новшеств в условиях обновленного современного образовательного процесса; 6. Повышение результативности, инновационного развития системы образования. Сроки реализации программы Этапы реализации программы Программа будет реализована в период с 2022 по 2027 гг. I этап – подготовительный (2022 г.): - разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - создание условий (кадровых, материально- технических и т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства II этап – практический (2023–2025 гг.): 5 Система организации контроля Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы - апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий; - постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; - периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - коррекция мероприятий. III этап – итоговый (2025-2027 гг.): - реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; - анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. Постоянный контроль выполнения программы осуществляет за счет: - внешнего контроля ДОУ со стороны органов образования, здравоохранения, санитарных и других учреждений. Порядок внешнего контроля определяется существующей правовой и нормативной базой; - внутреннего контроля ДОУ. Порядок внутреннего контроля определяется Уставом учреждения, должностными инструкциями и распоряжениями руководства. Виды внутреннего контроля: · Оперативный, изучение ежедневной информации о ходе педагогического процесса; · Предварительный, профилактика возможных недоработок, отбор наиболее рациональных методов работы; · Сравнительный, в целях согласования, координации деятельности педагогов; · Тематический, изучение и анализ работы по одному из разделов программы; · Комплексный, всесторонняя проверка образовательной работы; · Итоговый, определение результатов деятельности ДОУ. Результаты внешнего и внутреннего контроля ДОУ представляются ежегодно на заседании Педагогического совета ОУ, публикуются на сайте ОУ. 1. Обеспечение наличия вариативного развивающего образования, обеспечивающего свободный выбор детей, а так же, устойчивое новое качество и эффективность получаемого развития ребенка на первом уровне дошкольного образования. 2. Обеспечение достижения высокого уровня профессионализма и мотивации персонала на выполнение задач в условиях обновления содержания образования с целью повышения качества образовательной деятельности в учреждении. 3. Обеспечение улучшения материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования. 4. Обеспечение сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями с целью повышения качества образования. 5. Обеспечение современного качества образования для всех участников педагогического процесса. 6. Формирование позитивного имиджа МКДОУ «Детский сад №14» в социальном окружении, за счет высокого уровня удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в ДОУ. 6 3. Информационная справка об учреждении Полное наименование по Муниципальное казённое дошкольное образовательное Уставу учреждение «Детский сад №14» городского округа Нальчик Организационно-правовая Казённое учреждение форма Юридический адрес 360004, Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, городской округ Нальчик, улица Мечникова, 171. Фактический адрес Кабардино-Балкарская Республика, городской округ Нальчик, улица Мечникова, 171; Кабардино-Балкарская Республика, городской округ Нальчик, улица Чайковского, 20. Телефон Электронная почта (8662) 77-34-18 detsad14nal@mail.ru Электронный адрес сайта http:// detsad14nal.tvoysadik.ru Ф.И.О. заведующей Арипшева Элла Маратовна Учредитель Муниципальное казённое учреждение Департамент образования Местной администрации городского округа Нальчик Предмет деятельности МКДОУ Реализация основной образовательной программы «Детский сад №14» дошкольного образования; присмотр и уход за детьми в возрасте от 2 до 8 лет (до прекращения образовательных отношений). Вид деятельности - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; - обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития воспитанников; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей; - организация оздоровительных мероприятий, оказание профилактической помощи обучающимся. Лицензия на право ведения Регистрационный номер лицензии: №07-2320, образовательной деятельности Дата предоставления лицензии: 15.10.2021г. 12 групп общеразвивающей направленности для детей в Количество групп в МКДОУ возрасте от 2 до 8 лет. «Детский сад №14» Режим работы «Детский сад № 14» МКДОУ Понедельник - пятница с 7.00 до 19.00 Выходные дни: суббота, воскресенье, общегосударственные выходные дни и праздники. 7 Структура управления: Учредителем Учреждения является Местная администрация городского округа Нальчик. Функции и полномочия Учредителя в пределах своей компетенции исполняет МКУ «Департамент образования Местной администрации городского округа Нальчик». Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ отражаются следующими локальными актами: - Устав. - Лицензия. - Приложение к лицензии. - Договоры с Учредителем. - Договоры с родителями. - Правила внутреннего трудового распорядка. - Должностные инструкции. - Договора с другими организациями. Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом учреждения, которое строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом является руководитель (заведующий) образовательного учреждения. Коллегиальными органами являются: общее собрание работников, педагогический совет образовательного учреждения. На этом уровне решаются принципиальные по важности вопросы в жизни и деятельности детского сада: разработка перспектив развития учреждения, определение основных путей достижения избранных целей. Обеспечивается гласность и открытость в работе детского сада. Педагогический совет МКДОУ функционирует в соответствии с Уставом учреждения и Положением о Педагогическом совете МКДОУ. Механизм управления нацелен на обеспечение единства действий, координации и согласованности всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, а также на стимулировании деятельности сотрудников, экономию ресурсов и времени. Создана атмосфера, в которой приоритет отдается гуманным отношениям, доверию, возможностям личностного роста. Это позволяет успешнее прогнозировать и обеспечивать личностный рост взрослых и детей и проектировать дальнейшие перспективы развития учреждения. В ДОУ существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций. 4. Проблемный анализ состояния ДОУ Образовательная деятельность в МКДОУ «Детский сад №14» осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО), разработанной коллективом МКДОУ. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного процесса, региона, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников (законных представителей). ООП ДО определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. Программа направлена: - на разностороннее развитие детей от 2 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста 8 видов деятельности; - на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности; - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях. Обязательная часть разработана: - на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)); с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - с учетом парциальных программ: - познавательно-речевое направление: «Программа развития речи дошкольников» О. С. Ушаковой; «Юный эколог» С.Н. Николаевой; - социально-личностное направление: «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева; - художественно-эстетическое направление: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»/ И.А. Лыкова; Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений сформирована с учетом образовательных потребностей и интересов детей, имеющимися условиями в МКДОУ «Детский сад № 14», а также возможностями педагогического коллектива и направлена на развитие детей по следующим образовательным областям: • социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; • физическое развитие. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, расширяет и углубляет содержание указанных образовательных областей обязательной части Программы, раскрывает виды деятельности, методики, формы организации образовательной работы на основе парциальных программ. В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО). При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей и комплексно-тематического планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ: МКДОУ «Детский сад №14» педагогическими кадрами укомплектован полностью. Педагогический коллектив, обеспечивающий процесс развития и воспитания детей 9 состоит из 26 педагогов, из них: 1 старший воспитатель, 20 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физ.воспитанию, 1педагог-психолог, 1преподават.каб.яз., 1преподават.балк.яз. Все педагоги дошкольного учреждения систематически повышают свою квалификацию. Общее кол- во 27 Кадровое обеспечение Заведующая-1 Старший воспитатель-1 Воспитатели-20 Образовательный ценз педаг. кадров Показатели педаг-го стажа Высшее - 1 Высшее-1 До 15 лет – 1 До 10 лет-1 Высшее - 12 Сред-спец - 8 До 5 лет -5 До 10 лет – 3 До 15 лет – 8 Свыше 20 - 4 До 5 лет -1 Квалификационная категория Соот-т долж.- 1 Первая категория1 Высшая -3; Первая – 7 Соот-т.долж - 10 Музыкальный Высшее - 1 Соот-т.долж -1 руководитель-1 Инструктор Высшее - 1 До 5 лет -1 Соот-т.долж -1 По физ. воспитанию -1 Педагог-психолог-1 Высшее - 1 До 5 лет -1 Соот-т.долж -1 Преп. каб яз 1 Высшее - 1 До 10 лет-1 Соот-т.долж -1 Преп. бал яз-1 Высшее - 1 До 10 лет-1 Соот-т.долж -1 Образовательный ценз педагогов детского сада: высшее образование – 19 человек, что составляет 70 %, средне-специальное (педагогическое) - 8 человек, что составляет 30 %, Высшую категорию имеют - 3 человека, первую категорию - 8 человек, соответствие занимаемой должности -16 человек. Материально-техническое обеспечение деятельности ДОУ Характеристика здания и территории МКДОУ «Детский сад №14» расположен в отдельно стоящем здании, состоит из 2-х корпусов (ул.Мечникова,171.) и в отдельно стоящем здании, состоящем из 1 корпуса (ул.Чайковского, 20) Установлен необходимый режим функционирования учреждения (отопление, освещение, водоснабжение). Капитальный ремонт – не производился. Техническое состояние здания удовлетворительное. Территория МКДОУ «Детский сад №14» по обоим адресам по периметру ограждена металлическим забором и полосой зеленых насаждений, ухоженных клумб. Помещения МКДОУ «Детский сад №14»: пищеблок; машинно-прачечное отделение; медицинский блок (кабинет, прививочный кабинет); административно-хозяйственный блок; помещения для организации образовательной деятельности; бытовые и иные помещения (места общего пользования). Наличие технических средств, используемых в различных видах образовательной деятельности: Телевизор 8шт, 2 компьютера, 4ноутбука, 3 многофункциональных устройства (МФУ); коллекция познавательных фильмов, обучающих презентаций и программ для детей, видеокамера, магнитофоны, проектор, музыкальный центр. 10 Проблемы программно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности ДОУ: - отсутствие интерактивной доски, проекторов в воспитательно-образовательном процессе; - недостаточно игрового оборудования и малых игровых форм на участках для организации игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. - недостаточно оборудования на пищеблоке для приготовления готовой продукции (отсутствие тестомеса, электрической печи, электрического духового шкафа) Характеристика развивающей предметно-пространственной среды В МКДОУ имеется необходимая материально-техническая база. Групповые помещения, обеспеченны мебелью и игровым оборудованием в соответствии с ФГОС ДО. В МКДОУ создана база дидактических игр, методической литературы. Программнометодическое обеспечение образовательного процесса направлено на выполнение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа. Важнейшим показателем, влияющим на результативность педагогического процесса, является структура развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает: - интеллектуальное развитие; - возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, а также возможность для уединения; - реализацию основной образовательной программы ДОУ с учетом возрастных особенностей детей; - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; - вариативность; - доступность; - безопасность. Учебно-методическая оснащенность детского сада позволяет педагогам проводить образовательный процесс на достойном уровне. Каждая возрастная группа имеет свой участок для организации прогулок и игр детей на открытом воздухе. Игровые площадки оборудованы спортивными снарядами для развития основных видов движений, игровыми сооружениями в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки установлены теневые навесы. На территории детского сада растут разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты цветники и клумбы. В теплый период года огород и цветники используются для проведения наблюдений с детьми, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе. Часть территории отведена под площадку, для проведения физкультурных занятий, гимнастики в теплый период года, праздников и развлечений, а также для самостоятельной двигательной деятельности детей. 11 Обеспечение доступности качественного образования В целях обеспечения доступности качественного образования в детском саду реализуется принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен деятельностный подход с ведущей игровой деятельностью. В группах созданы условия для познавательной и творческой активности детей. Организация образовательного процесса Организация образовательного процесса в детском саду осуществляется в соответствии с годовым планированием, с образовательной программой дошкольного образования на основе ФГОС ДО и учебным планом. Согласно п. 4.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако, согласно п.3.2.3 Стандарта, в целях оценки эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования, может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга) Оценка индивидуального развития детей заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непрерывной образовательной деятельности с ними. Таблицы (карты наблюдений детского развития) педагогической диагностики заполнялись 2 раза в год (сентябрь, апрель) для проведения сравнительного анализа. Отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками детского сада показало, что показатели развития детей соответствуют их психологическому возрасту. Уровень освоения Программы по образовательным областям 2018-2019 2019-2020 2020-2021 2021-2022 в.у ср.у н.у в.у ср.у н.у в.у ср.у н.у в.у ср.у н.у 63% 37% 0% 69% 31% 0% 71% 19% 0% 73% 17% 0% Направления развития Физическое развитие Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие 44% 56% 0% 53% 47% 0% 69% 31% 0% 78% 12% 0% 61% 39% 0% 68% 32% 0% 75% 25% 0% 82% 18% 0% 62% 38% 0% 65% 35% 0% 70% 30% 0% 72% 28% 0% 44% 56% 0% 62% 38% 0% 73% 27% 0% 79% 21% 0% В познавательном развитии воспитанников отмечается значительное накопление информационного багажа об окружающем мире, осмысление понятий о знаках, символах, времени. У детей старшего дошкольного возраста достаточно хорошо развита 12 познавательная активность, логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). В познавательном арсенале детей имеются различные средства и способы познания окружающего мира (познавательная литература, наблюдения, опыты, игры экспериментирования). Хорошему освоению знаний способствует организация непосредственно образовательной деятельности с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности: развивающие игры, игры-экспериментирования, совместная деятельность педагогов с детьми, создание предметно-пространственной развивающей среды. Анализ результатов показал достаточно стабильную картину физического развития воспитанников: - уровень овладения основными движениями и физическими качествами соответствует возрастным нормам; - сформированы навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой и соревновательной деятельности. Физкультурно - оздоровительная работа с детьми ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и уровня физического развития каждого ребёнка. В ДОУ учебная нагрузка соответствует гигиеническим нормативам и методическим рекомендациям. Непосредственно-образовательная деятельность проводится в соответствии с ФГОС ДО и нормативными требованиями СанПиН. В формировании математических представлений можно отметить, что у детей имеются элементарные знания о числах, геометрических фигурах, пространственных и временных представлениях. Дети умеют классифицировать, используют обобщающие понятия, ориентируются в пространстве и на плоскости. Освоению раздела на хорошем уровне способствует использование элементов продуктивной деятельности на занятиях, активных игровых приёмов, наглядных образных персонажей и т.д. Игровые формы обучения позволяют ребенку легко усваивать информацию и активизируют мозг на решение сложных задач. Простая формула «Вы + ребенок+ игра= радость развития» помогает наладить контакт, лучше узнать своего ребенка и настроить его на познавательную деятельность. Хорошему результату в социально-коммуникативном развитии способствует целенаправленная работа по раскрытию перед детьми мотивов человеческой деятельности: познания, помощи другим, созидания через разрешение проблемных игровых ситуаций, ролевых диалогов, театрализации, сюжетно-ролевых игр, чтение художественных произведений, бесед и рассуждений с выводом. А также использование традиций группы дошкольного учреждения: дни рождения и чаепития; рассказы о профессиях; ежедневное чтение художественной литературы; коллекционирование; изготовление и дарение подарков и сюрпризов. По образовательной области речевое развитие результаты положительные. Наблюдается систематичность работы воспитателей по обогащению речи детей в разнообразных учебных и бытовых ситуациях, использование словотворчества детей в придумывании рассказов, сказок, небылиц, что отражается на уровне развития связной речи у воспитанников. Однако, в данном направлении встречаются трудности в произношении. Навыки и умения детей по образовательной области «Художественно -эстетическое развитие» показывают стабильные результаты. Дети достаточно хорошо передают доступными выразительными средствами настроение и характерные признаки образов, с интересом используют нетрадиционные изобразительные материалы. Воспитанники проявляют инициативу в самостоятельном выборе разных способов в создании выразительного образа. В работах воспитанников прослеживается использование не традиционных приёмов, направленных на творческое самовыражение. Сравнительный анализ результатов мониторинга по образовательным областям в 13 2021 и 2022 учебном году показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития детей по всем образовательным областям и видам деятельности. Такие результаты достигнуты благодаря использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных интересов детей, созданию проблемно-поисковых ситуаций. Анализ образовательного процесса позволяет заключить, что его организация, содержание и формы, используемые в настоящее время в ДОУ, обеспечивают психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, готовность к следующему этапу жизни - школьному. Однако, необходимо продолжить вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по образовательным областям. Проблемное поле: - неготовность части педагогов организовать образовательный использованием интерактивных методов обучения и ИКТ; - несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию детей, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного воспитания детей. - потребность родителей подготовить детей к школе и желания участвовать самим в этой подготовке. процесс с и развитию развития и отсутствие Анализ уровня готовности детей к обучению в школе Основная Образовательная Программа дошкольного образования в МКДОУ обеспечивает разностороннее воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 2 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Она охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом всех видов детской деятельности в каждом возрастном периоде: организация режима пребывания детей в учреждении, содержание педагогической работы по освоению образовательных областей, систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов, связанных с планированием текущей педагогической деятельности. Формы организации образовательного процесса соответствуют поставленным задачам. Итоговая оценка освоения содержания образовательной программы проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу. Планируемые итоговые результаты освоения детьми Основной Образовательной Программы в соответствии с ФГОС являются целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Педагогический мониторинг показывает, что воспитанники МКДОУ при переходе на следующий уровень образования успешно проходят адаптацию и хорошо подготовлены к обучению. Это говорит о высоком профессионализме педагогов нашего учреждения. Проблемное поле: - приход новых специалистов; - переход на цифровые технологии предполагает работу педагогов и специалистов на высоком уровне с воспитанниками МКДОУ, использование ИКТ технологий в образовательном процессе, ведение электронного документооборота, создание единой локальной сети учреждения. Организация эффективной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы Создание условий для сохранения здоровья детей В ДОУ имеется музыкально-физкультурный зал с необходимым количеством наглядного, дидактического, демонстрационного, спортивного оборудования, физкультурная площадка для двигательной активности на улице. 14 Здоровье детей, посещающих ДОУ, является предметом пристального внимания педагогического коллектива с целью сохранения, укрепления здоровья детей, воспитания у них потребности в здоровом образе жизни. Появляются тенденции к повышению заболеваемости, этому способствуют боязнь некоторых родителей закаливающих процедур и профилактических мероприятий. Все это требует активизации работы педагогического, медицинского персонала по внедрению эффективных здоровьесберегающих технологий по профилактике заболеваний, просветительских бесед с родителями, убеждений в необходимости прививать ребенка соответственно возрасту, если нет медицинских противопоказаний. Создание системы государственно-общественного управления Центральным звеном в управлении МКДОУ является Общее собрание работников образовательного учреждения, Управляющий совет, Педагогический Совет образовательного учреждения, Совет родителей. Обеспечение комплексной безопасности и охрана труда В МКДОУ «Детский сад №14» организована работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса, в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, инструкциями по охране труда, по ГО и ЧС, по пожарной безопасности: Обеспечение безопасности участников образовательного процесса ведется по направлениям: обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников; обеспечение охраны труда сотрудников; пожарная безопасность; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; антитеррористическая защита. Работают комиссии по охране труда и по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Инструктажи с сотрудниками проводятся 1 раз в полгода, фиксируются в журнале учета инструктажа на рабочем месте. Все сотрудники МКДОУ «Детский сад №14» прошли обучение «Оказание первой помощи». Безопасность МКДОУ «Детский сад №14» обеспечена: системой видеонаблюдения, наличием «кнопки тревожной безопасности», в дневные часы – охранной службой, в ночные часы - дежурством сторожей. В МКДОУ «Детский сад №14» установлена автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения по громкой связи. Изготовлены планы эвакуации, регулярно проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников с определением действий работников при обнаружении пожара. Разработан паспорт безопасности антитеррористической защищенности. В МКДОУ «Детский сад №14» проводятся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности и ПДД. Анализ физического развития и здоровья воспитанников Здоровье детей, посещающих ДОУ является предметом пристального внимания педагогического коллектива. В ДОУ реализуется программа «Здоровье» с целью сохранения, укрепления здоровья детей, воспитания у них потребности в здоровом образе жизни. Дважды в год проводится диагностика уровня физической подготовленности воспитанников, анализируется состояние здоровья детей, ежегодно проводится углубленный медосмотр воспитанников. Анализ физического развития воспитанников к концу учебного года показывает 15 достаточно высокие показатели результативности образовательной деятельности в данном направлении. Однако требуется: - Закрепить наметившиеся тенденции развития здоровья и отсутствие травматизма воспитанников. - Повысить посещаемость детей в детском саду. - Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, негативное отношение к вредным привычкам. Характеристика детей по группам здоровья 2019-2021 г. г. Группа здоровья 2020 г. 2021 г. 2022 г. I 171 (66%) 165 (72%) 187 (83%) II 114 (30%) 123 (25%) 108 (14%) III 10 (3,7%) 11 (2,4 %) 8 (3%) IV - - - V 3 (0,3 %) 2 (0,6%) - Анализ здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ Задача охраны и укрепления здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития является важнейшей в работе всего коллектива детского сада. В учреждении построена система работы по охране и укреплению здоровья детей, обеспечению полноценного физического развития. Хорошие показатели физкультурнооздоровительной работы достигнуты за счет целенаправленной работы учреждения по оздоровлению детей и коррекции нарушений функций опорно-двигательного аппарата, которая включает: - рациональный режим питания (вся продукция, поступающая в ДОУ сертифицирована, сроки реализации соблюдаются. Удовлетворяется суточная потребность в пищевых веществах, строго выполняется режим питания, проводится витаминизация пищи в зимневесенний период. В ДОУ соблюдаются все санитарные требования: - к состоянию пищеблока; - к поставляемым продуктам питания; - к транспортировке, хранению; - к приготовлению и раздаче блюд; - к личной гигиене сотрудников; - к организации приема пищи детьми в группах, - закаливание (гимнастика после сна, элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широка аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе; специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные), - двигательная активность (физкультурные занятия, физкультурно - оздоровительная гимнастика на свежем воздухе, спортивные праздники, досуги, прогулки); - коррекция и профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата (лечебная физкультура, массаж, индивидуальная работа с детьми; 16 - медицинское обслуживание (медицинский персонал наряду с администрацией ДОУ несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебнопрофилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания). Медицинской службой детского сада осуществляются следующие виды деятельности: - вакцинация, - контроль питания, - контроль выполнения требований гигиены при организации различной деятельности ребёнка в ДОУ. В ДОУ созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития. Проводятся плановые прививки с целью профилактики детских инфекционных заболеваний и по эпидемическим показаниям с письменного согласия родителей. Проблемы организации работы по здоровьесбережению в ДОУ: - все чаще в учреждение поступают дети, имеющие предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов; - рост числа взрослых (как сотрудников ДОУ, так и родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни; - недостаточная оснащенность материально-технической базы учреждения для организации лечебно-профилактической работы ДОУ; - недостаточная оснащенность материально-технической базы учреждения средствами защиты и профилактики от «COVID-19». Анализ полученных результатов работы детского сада подтвердил необходимость повышения качества воспитательно - образовательного процесса, совершенствования работы по оздоровлению детей, оптимального включения здоровьесберегающих технологий через проектную деятельность, включение оздоровительных задач в различные виды детской деятельности. Анализ социально-психологического статуса семей Дошкольное учреждение посещают дети из 364 семей, среди которых: - полных семей 78%; - неполных семей 22%; - многодетных 37%; Бытовые условия во всех семьях удовлетворительные. Педагогами ДОУ ведётся активная просветительская работа среди родителей, направленная на повышение их компетентности в вопросах воспитания и развития детей, успешной социализации ребёнка в обществе. Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников Критерии оценки Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных компетентностью работников организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг Результат (%) 100% 100% 17 Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг Доля получателей образовательных услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг 88% 100% 100% Однако, остаётся проблемой привлечение родителей к участию в воспитательнообразовательном процессе. Анализ анкет и опросов родителей по вопросам развития детей показывает недостаточную компетентность родителей в психолого-педагогических и возрастных особенностях детей. Выводы: анализ дает возможность выделить следующие стратегические направления в развитии образовательной организации: - модернизация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО - создание системы взаимодействия с социальными партнерами - привлечение родителей к участию в образовательной деятельности через реализацию совместных проектов - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе - расширение сфер транслирования уникального педагогического опыта, в том числе и посредством тиражирования в печатных и электронных изданиях • • • • • • • • Взаимодействие с другими организациями и социальными партнерами. ГБОУ ДАТ «Солнечный город» Минпросвещения КБР; ГБУ ДПО «Центр непрерывного профессионального педагогического мастерства Минпросвещения КБР; ГБУ КБР «Детский стадион»; ГБУ ДО Эколого-биологический центр Минпросвещения КБР; МКОУ «СОШ №5» г.о.Нальчика; КБГ «Музыкальный театр»; ИПП и ФСО КБГУ; 1 ПСЧ ФПС ГПС МЧС России по КБР. 5. Концепция программы развития Содержательно стратегия развития образования опирается на новую модель качества образования и привлечения новых ресурсов, обеспечивающих достижение этого качества образования. К новым ресурсам относятся: - компетенции самостоятельной образовательной деятельности воспитанников; - возможности онлайн-образования; - подготовка родителей как компетентных участников образовательных отношений. Инструментами достижения нового качества образования, актуальными для ДОУ выступают: 18 • формирование цифровых компетенций педагогических работников; • психолого-педагогическое, методическое консультирование родителей; • инновационная деятельность; • вовлечение в образовательный процесс внешних субъектов (родителей, социальных институтов и др.); • система выявления и поддержки одаренных детей; • проектирование индивидуальных учебных планов воспитанников; • оптимизация управленческой системы ДОУ; • институт наставничества; • профессиональное конкурсное движение; • внедрение электронного документооборота. В основу планируемых изменений в педагогической системе положены принципы реализации Программы, позволяющие внедрить и результативно использовать гибкие организационные формы преобразований в ДОУ: - гуманизации, что предполагает ориентацию взрослых на личность ребѐнка посредством повышения уровня профессиональной компетенции педагогов; обеспечения заинтересованности педагогов в результате своего труда; изменения организации предметноразвивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей и требованиям ФГОС ДО; изменения содержания и форм совместной деятельности с детьми, введения интеграции различных видов деятельности; -демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей, специалистов, родителей в воспитании и образовании детей; - дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех систем образовательной деятельности; -принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей; - принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка; - принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случае процесс познания протекает как сотрудничество; - принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого; - принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической науки и лучшего передового опыта специалистов в точном соответствии с их содержанием; - здоровьесберегающий принцип обеспечивает приоритет укрепления здоровья каждого дошкольника в процессе всех видов деятельности, основанный на целостном представлении о соматическом и психологическом здоровье детей и на устранение стрессогенных факторов, связанных с социальными и климатическими условиями. Участниками реализации Программы развития являются педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур, воспитанники ДОУ. Цель и задачи Программы развития При разработке стратегии развития МКДОУ была определена перспектива деятельности коллектива. Развитие дошкольной образовательной организации в условиях реализации новой 19 государственной образовательной политики В предыдущие годы было положено начало содержательного, организационного, регламентирующего базиса, на основе ФГОС ДО. Положено начало разработки новых учебно - методических материалов, созданы базовые условия для поддержки талантливых детей. Но сегодня требуется кардинальное и масштабное развитие компетенций педагогических кадров, системные меры по повышению социальной направленности (ответственности) системы воспитания и обучения, в том числе за счет создания и реализации программ формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудится, культуры здорового и безопасного образа жизни, развития творческих способностей и активной гражданской ответственности. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела особенно актуальный характер. В современных условиях реформирования образования ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом ее функционирования должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое, дошкольное учреждение становится мощным средством социализации личности. Программа развития как управленческий документ развития образовательной организации определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания. Программа как проект перспективного развития МКДОУ призвана: -обеспечить качественную реализацию государственного задания и всестороннее удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса; -объединить усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения ДОУ для достижения цели Программы. Необходимость введения Программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов, методов и технологий. Для успешного существования и развития в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важную роль, необходимо совершенствовать подход к образовательному процессу. Раскрытие способностей каждого ребенка, поддержка и сопровождение талантаглавная задача современного образования. Для организации целенаправленной работы по выявлению, поддержке и сопровождению таланта и одаренности ребенка необходимо создание специальной методической системы. Исходя из вышесказанного, основными задачами Программы развития являются: - обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования; - обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов; - совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; - развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети дополнительного образования. 6. Основные мероприятия по реализации Программы развития ПРОЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Цели представляемых проектов направлены на оптимизацию всех сторон воспитательно-образовательного процесса, включая управление детским садом, а значит, находятся во взаимосвязи со стратегическими задачами Программы развития детского сада. 20 Проект «Современный детский сад» Цель: Модернизация системы управления ДОУ, обеспечение развития системы самооценки качества образования и эффективности работы в сочетании с информационной открытостью. Задачи: - Развитие государственно-общественного управления в ДОУ. Обеспечение открытости деятельности ДОУ для всех заинтересованных общественных организаций, структур. - Внедрение процесса информатизации в образовательную деятельность ДОУ. Создание условий для открытости ДОУ в том числе в информационном пространстве - Совершенствование процесса взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений и социумом через развитие социальных связей ДОУ с социальными партнерами города, республики. План мероприятий № п.п 1. 2. 3. 4. 5. Мероприятия проекта «Современный образовательный детский сад» Мониторинг эффективности функционирования управляющей системы ДОУ Подготовка нормативноправового обеспечения деятельности дошкольного образовательного учреждения (внесение изменений уставные документы, разработка локальных актов, форм финансово-экономической отчетности). Расширение участия государственнообщественных форм в управлении учреждением: расширение полномочий родителей; участие в разработке и реализации социально-педагогических проектов Разработка системы контроля качества оказываемых образовательных услуг Организация работы методических объединений для решения проблем повышения профессионального практического и теоретического уровня Планируемый результат Сроки проведения Статистические данные Ежегодно Документация ДОУ 2022-2023 Таблица 4 Ответственные Заведующий, старший воспитатель Заведующий. Эффективно 2022-2025 действующая стабильная система управления ДОУ. Заведующий. Качественное предоставление образовательных услуг Повышение качества образовательного процесса в ДОУ. 2022-2025 Заведующий, старший воспитатель 2022-2025 Старший воспитатель 21 педагогов в использовании инновационных подходов к образовательному процессу в ДОУ Введение современных инновационных форм Повышения профессионального мастерства педагогов (в. т. ч. дистанционных) Создание компьютерного банка инновационной деятельности ДОУ 6. 7. Разработка новой Программы развития 8. Повышение квалификации педагогических и административных работников ДОУ 2022-2025 Старший воспитатель Систематизация материала 2022-2027 Старший воспитатель Программа развития 2026-2027 Заведующий Проект «Успех каждого ребенка» Цель: создание качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности Задача: обновление содержания и методов дополнительного образования детей, развитие кадрового потенциала и модернизации системы дополнительного образования. Таблица 5 № Мероприятия проекта «Успех Планируемый Сроки Ответственные п.п каждого ребенка» результат проведения 1. Анализ запроса родителей и Организовано 2022-2023 Заведующий, потребностей обучающихся дополнительное старший по определению направлений образование воспитатель, дополнительного воспитанников в воспитатели, образования детском саду на специалисты основе запроса родителей и потребностей обучающихся. 2. Анализ ресурсной базы Организация 2022-2027 Заведующий, детского сада для методического старший организации сопровождения воспитатель, дополнительного педагогов воспитатели, образования. специалисты 3. Участие в мероприятиях и Увеличение 2022-2027 Старший конкурсах числа воспитатель, участников в воспитатели, мероприятиях и специалисты конкурсах 4. Повышение эффективности управления МКДОУ через расширение взаимодействия с организациями Сетевое взаимодействие МКДОУ с организациями 2022-2027 Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, 22 5. дополнительного образования Организация процесса воспитания на основе исторических и национальнокультурных традиций и духовно-нравственных ценностей народов РФ дополнительного образования Построение учебновоспитательного процесса на основе исторических и национальнокультурных традиций и духовнонравственных ценностей народов РФ специалисты 2022-2027 Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Проект «Поддержка семей, имеющих детей» через работу в консультационном центре Цель:Создание условий для повышения компетентности родителей воспитанников в вопросах образования и воспитания Задача: Совершенствование системы взаимодействия с родителями, обеспечивающей повышение уровня грамотности родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей, а также согласование требований педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей. Таблица 6 № Мероприятия Планируемый Сроки Ответственные п.п проекта «Поддержка результат проведен семей, имеющих детей» ия 1. Проведение анкетирования родителей, направленного на трудности в воспитании своих детей и проблемы по организации работы детского сада (в начале учебного года и в конце). 2. Проведение исследований семей воспитанников для выявления: уровня удовлетворенности родителей работой Организация системы ежемесячной работы по проведению консультирования родителей всеми специалистами ДОУ, в соответствии в выявленными проблемами. Организация методического сопровождения педагогами трудных семей 2022-2023 Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты 2022-2027 Старший воспитатель, воспитатели, специалисты 23 3. МКДОУ, основных ценностей семей, их образовательного уровня, социального и материального положения. Выявление трудностей и проблем для организации педагогической работы с родителями 4. Понимание мнения родителей о сущности и результатах работы поддержки семей, имеющих детей 5. Итоговое анкетирование родителей по результатам работы семейного клуба, с предоставлением отчета на сайте МКДОУ. Регулярная работа поддержки семей, имеющих детей 2022-2027 Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Организация 2022-2027 совместных мероприятий для воспитанников и их родителей (соревнования, конкурсы, мастерклассы) Работа над 2022-2027 ошибками с учетом мнения родителей (законных представителей). Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Проект «Информационное пространство» в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Цель: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей доступность цифрового образовательного пространства для всех участников образовательной деятельности. Задача: совершенствование предметно-образовательной среды МКДОУ с учетом планируемых изменений в образовательном процессе. Таблица 7 № Мероприятия Планируемый Сроки Ответственные п.п проекта «Цифровая результат проведения образовательная среда» 1. 2. Проведение качественного анализа материальнотехнической базы предметнопространственной среды в МКДОУ Обновление компьютерной техники (приобретение компьютерной и офисной Соответствие материальнотехнической базы детского сада современным требованиям Подключение высокоскоростного интернета, 2022-2027 Заведующий. Старший воспитатель, завхоз 2022-2027 Старший воспитатель, завхоз 24 3. 4. техники, мультимедийного оборудования) для проведения ОД с обучающимися и педагогами Анализ сайта детского сада. Использование дистанционных технологий для расширения образовательного пространства. создание компьютерного класса для воспитанников Соответствие сайта современным требованиям Повышение ИКТкомпетентности педагогов с использование цифровых и электронных образовательных технологий 2022-2027 Старший воспитатель 2022-2027 Старший воспитатель, воспитатели Проект «Педагог будущего» в рамках Федерального проекта «Учитель будущего» Цель: внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников. Задача: совершенствование профессиональных компетенций педагогов. Таблица 8 № п.п 1. 2. 3. Мероприятия проекта «Педагог будущего» Непрерывное и планомерное повышения квалификации педагогических работников, на основе использования современных цифровых технологий Планируемый Сроки результат проведения Разработаны 2022-2027 индивидуальные образовательные маршруты педагогов для ликвидации профессиональн ых дефицитов Участие в профессиональных Обмен опытом на 2022-2027 ассоциациях, программах уровне города, обмена опытом и лучшими республики. практиками; Участие педагогов в методических мероприятиях на разных уровнях. Повышение уровня Инновационный Ежегодно профессионального продукт мастерства педагогических работников в форматах непрерывного образования. Ответственные Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель, воспитатели 25 4. 5. 6. Прохождение педагогическими работниками добровольной независимой оценки профессиональной квалификации Педагогическое сопровождение молодых специалистов (наставничество) Прохождение аттестации педагогических работников Составление плана-графика по желанию педагогов 2022-2027 Старший воспитатель, воспитатели Деятельность «Школы молодого педагога» Высоко квалифицирован ный педагогический персонал 2022-2027 Старший воспитатель, воспитатели 2022-2027 Заведующий, Старший воспитатель, воспитатели Проект «В мире профессий» Цель проекта: Создание в дошкольном учреждении условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников, включающую формирование позитивных установок к труду, системных представлений о труде взрослых с учетом особенностей профессионально-трудовой деятельности взрослых в городе (районе, регионе), через организацию предметно – игровой среды и включение детей в сюжетно-ролевые игры с вариативными производственными сюжетами. Задачи по формированию элементарных представлений у детей дошкольного возраста о профессиях взрослых: 1. Организовать в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметно-игровую среду адекватную возрастным особенностям и современным требованиям (к её содержанию; материально-техническому, организационнометодическому и дидактическому обеспечению) к ранней профессиональной ориентации детей; 2. Повысить методическую компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников; 3. Популяризировать: - рабочие специальности, - повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда, - профессионализма в любой сфере труда; 4. Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком; 5. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников и формирование у них готовности к ознакомлению с профессионально-трудовой деятельностью взрослых в сельском поселении, на уровне дошкольного образования. Таблица 9 № п.п 1. Мероприятия проекта «В мире профессий» Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, планируется: Планируемый результат Методическое и организационное обеспечение Сроки проведен ия 20222024 Ответственны е Заведующий, Старший воспитатель, 26 обучение педагогов на семинарах (курсах повышения квалификации) по ведению профориентационной работы в условиях дошкольного учреждения; сопровождение педагогических работников по ведению деятельности по ранней профориентации в ДОУ 2. Анализ ресурсной базы детского сада для организации дополнительного образования. управленческой деятельности по осуществлению мероприятий проекта. Ликвидация правовой безграмотности субъектов учебновоспитательного процесса; Создание условий для самореализации каждого воспитанника ДОУ; Развитие у воспитанников лидерских качеств; Сотрудничество с социумом; Включение дошкольников в реальные социально – значимые дела. Разработка 2022методических 2027 рекомендаций для педагогов по ранней профориентации воспитанников; Повышение уровня теоретической (предметной) и психолого педагогической подготовки педагогов; Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами и методами профориентационной работы; Работа по изучению новых инструктивнометодических материалов по профориентационной работе; Обобщение и распространение педагогического опыта по ранней профориентационной воспитатели, специалисты Заведующий, Старший воспитатель, воспитатели, специалисты 27 3. Участие в открытых мероприятиях города, республики 4. Повышение эффективности управления МКДОУ через расширение взаимодействия с организациями города (связанные с профессиями) Организация процесса воспитания и обучения на основе посещения различных предприятий города, знакомства с разными профессиями. Интересные встречи с людьми разных профессий. 5. работе. Увеличение числа участников в мероприятиях города, республики Расширение взаимодействия МКДОУ с организациями города, республики у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, - активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых, - разовьется чувство уважения к людям разных профессий. 20222027 20222027 20222027 Заведующий, Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Заведующий, Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Заведующий, Старший воспитатель, воспитатели, специалисты 7.Индикаторы эффективности реализации программы развития в динамике на 2023-2027гг Таблица 10 2023 2024 2025 2026 2027 Материально-техническое 20% 30% 40% 50% 70% обеспечение ДОУ Доля педагогов используемых в 20% 25% 30% 35% 44% своей работе цифровых программ и технологий, в том числе в области ИКТ Доля воспитанников при повышении 72% 75% 80% 85% 90% качества образования в ДОУ, рост личных достижений детей, высокая адаптированность к школьному обучению Повышение компетенций педагогических кадров магистратура (кол-во чел.) 2 2 4 4 6 КПК, 3 2 2 2 3 аттестация 2 4 4 5 6 Доля участников образовательного процесса в эффективности и совершенствовании модели 60% 63% 72% 81% 90% 28 взаимодействия с родителями и социумом Доля участников образовательного процесса при определении качества взаимосвязи с родителями в интернет –пространстве 12% 17% 33% 37% 42% 7. Ожидаемые результаты Программы развития на конец 2027 года: Реализация Программы позволит повысить качество и обеспечить условия получения образовательных услуг для всех категорий семей и воспитанников, не зависимо от социального и имущественного статуса, состояния здоровья в условиях инновационного режима развития МКДОУ «Детский сад №14». В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих результатов: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов (в рамках реализации Профстандарта), в том числе и при работе с детьми с ОВЗ. создание развивающей среды и материально-технической базы в группах в соответствии с образовательными областями основной образовательной программы ДОУ, в том числе и для детей с ОВЗ; рост творческих достижений всех субъектов образовательного процесса, овладение комплексом технических навыков и умений, необходимых для их реализации; обеспечение готовности воспитанников к обучению в школе. активное включение родителей в образовательный процесс; создание привлекательного имиджа учреждения в глазах всех субъектов образовательного процесса, разработка стратегии по благоустройству территории детского сада. Для воспитанников и родителей: каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста (по необходимости составлены индивидуальные образовательные маршруты развития детей); хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования; обеспечение индивидуального психолого – педагогического сопровождения для каждого воспитанника ДОУ, в том числе и детей с ОВЗ; каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право на участие и контроля в работе детского сада. Для педагогов: каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства; дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий (использование новинок педагогической деятельности); поддержка инновационной деятельности (обобщение опыта, участие в педагогических мероприятиях). Для ДОУ: будет налажена система управления качеством образования дошкольников (планирование, контроль, анализирование работы); 29 развитие сотрудничества с другими социальными партнерами (сетевое взаимодействие) будут обновляться и развиваться материально-технические условия пребывания детей в учреждении в соответствии с современными требованиями. Таким образом, работа коллектива МКДОУ направлена на обеспечение качества образовательного процесса посредством повышения профессионального уровня коллектива, создания условий для целостного развития личности каждого ребенка и объективной оценки результатов деятельности. 8.Условия реализации приоритетных направлений Программы Организационные: - организация временных творческих групп для реализации Программы развития; - внесение изменений и дополнений в ООП; - обсуждение Программы развития с родительской общественностью. Кадровые: - расширение деятельности по распространению ППО в системе образования города, республики, страны. - обеспечение высокого уровня личностного и творческого потенциала всех сотрудников детского сада; - расширение вариативной системы непрерывного повышения квалификации кадров; - поиск новых форм стимулирования успешной профессиональной деятельности и творческой инициативы, прогнозирование положительных результатов. Материально-технические: - совершенствование развивающей предметно-пространственной среды; - безопасной и здоровьесберегающей среды помещений и участков; - дидактическое оснащение программы «Детство» и программ дополнительного образования; - пополнение спортивного оборудования и технического оснащения; - разработка адресных программ по оснащению и ремонту групп и кабинетов; - оформление помещений с учетом инновационных технологий дизайна и современных санитарно-гигиенических, безопасных и психолого-педагогических требований. Социально-культурные: - расширение сотрудничества с социальными партнерами; - обновление форм сотрудничества с родителями воспитанников Нормативно - правовые и финансовые условия Формирование пакета локальных актов, учреждения по выполнению Программы. № Проекты реализации Программы п/п 1 Проект «Современный детский сад» 2 Проект «Успех каждого ребенка» регламентирующих Сроки Ежегодно с сентября 2022г. по август 2027г. Ежегодно с деятельность Финансирование Без финансирования Без 30 3 Проект «Поддержка семей, имеющих детей» 4 Проект «Информационное пространство» 5 Проект «Педагог будущего» 6 Проект «В мире профессий» сентября 2022г. по август 2027г. Ежегодно с сентября 2022г. по август 2027г. Ежегодно с сентября 2022г. по август 2027г. Ежегодно с сентября 2022г. по август 2027г. Ежегодно с сентября 2022г. по август 2027г. финансирования Без финансирования Бюджетное финансирование (спонсорская помощь) Бюджетное финансирование Без финансирования Финансовое обеспечение при реализации Программы развития требуется на: - расходы на оплату труда работников, реализующих Программу; - расходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио и видеоматериалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметнопространственной среды, приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет; - расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности; - иные расходы, связанные с реализацией Программы развития. Научно-методические: -учет современных ориентиров дошкольного образования и передового педагогического опыта ДОУ; - обеспечение научно-методического и информационного сопровождения реализуемых программ; - разработка мониторинга качества образовательного процесса. Управление Программой развития Угрозы и риски реализации Программы Программа развития призвана не допустить риски, связанные с потерей таких ключевых преимуществ ДОУ: - конкурентоспособность образовательного учреждения и привлекательность в родительском сообществе в связи с высокими показателями качества образования; - конкурентоспособность воспитанников и педагогов ДОУ в системе конкурсов, олимпиад, конференций и др; - конкурентоспособность выпускников ДОУ в системе общего образования; - материально-техническая оснащенность образовательного процесса. В качестве основных конкурентов рассматриваются образовательные учреждения села, 31 реализующие программы дошкольного образования, учреждения дополнительного образования, реализующие программы дополнительного образования детей. Конкурентные преимущества ДОУ определяются следующими факторами: - стабильно высоким качеством образования; - наличием опыта инновационной деятельности, потенциалом педагогических и управленческих команд в области проектирования, исследований, образовательных и организационно-управленческих инноваций; - наличием системы повышения квалификации. Выделяются следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы: Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребует пересмотра целевых значений показателей реализации Программы, внесения изменений в Программу. Нормативно-правовые риски связаны с возможным возникновением пробелов в правовом регулировании реализации деятельности учреждения, относимых к полномочиям федеральных и региональных органов государственной власти. Организационно-управленческие риски могут быть связаны: - с недостатками в управлении реализацией Программой; - с неверно выбранными приоритетами развития. Риски, связанные с недостатками в управлении программой, ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (учредители, управленческая команда ОУ, органы управления образованием района и области, научно-педагогические сообщества). Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации. Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере дошкольного образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность данных мероприятий и всей программы, а также использования бюджетных средств. Социальные риски связаны с отсутствием поддержки идей Программы со стороны субъектов образовательного процесса. Возможные пути устранения угроз и рисков: 1.Разъяснение идей Программы развития ДОУ. 2.Повышение профессиональной компетентности административных и педагогических кадров. 3.Организация мониторинга. 4. Научно-методическое, информационное и экспертно-аналитическое сопровождение. 9.Оценка результатов Программы развития и осуществления контроля Руководство и контроль в ходе реализации Программы развития осуществляется администрацией ДОУ и представителями родительской общественности. Изучение конечных результатов реализации Программы развития включает в себя несколько этапов: - Сбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в виде анкетирования, тестирования - взрослые, в процессе наблюдений - воспитанники); 32 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)