воздуха в помещении достигается сквозным
2.Закал и кающие процедуры различаются по
проветриванием в течение 5-7 мин, в отсутствии
виду, и птенейвносги.
3.Закаливание проводится на фоне различной детей. Перепад температуры может достигать
4-5 С. Проветривание проводят:
двигательной активности детей во время
• Утром перед приходом детей;
непосрсдсгвенной образовательной
деятельности но физической культуре, других • 11срсд непосредственной образовательной
деятельностью;
режимпых моментах.
4.Закаливание проводится на положительном • 11ерсд возвращением детей с прогулки;
эмоциональном фоне и при тепловом комфорте • Во время дневного сна;
• 11осле полдника.
организма дегей.
Для поддержания нужной температуры
5.Постепенно расширяются зоны воздействия и
воздуха в групповых помещениях используется
увеличивается время проведения
постоянное одностороннее проветривание,
закаливающих процедур.
проводимое в присутствии детей
• Воздушное закаливание
(пульсирующий
микроклимат). При отклонении
• Соблюдение температурного режима в
температуры воздуха помещений тепловой
течение дня.
комфорт
достигается изменением слойности
• Водное закаливание (мытье прохладной
одежды
детей.
водой рук по локоть после дневного сна)
• Утренняя гимнастика
• Сон без маечек.
• Правильная организация прогулки, ее
длительность.
• Дозированный оздоровительный бег на
воздухе.
• Соблюдение сезонной одежды во время
прогулок. учитывая индивидуальное состояние
детей.
• Гимнастика после сна (облегченная одежда,
босиком)
• Хождение по «дорожкам здоровья»,
«солевым дорожкам»
(закаливание, элементы рефлексотерапии,
профилактика
плоскостопия)
• Максимальное пребывание детей на свежем
воздухе.
Активизация двигательного режима детей:
Зависимое! 1. елейности одежды от
температуры в помещении
Прогулка при правильной ее организации
-активизация двигательного режима детей
гакже является эффективным средством
атрибутами и пособиями;
закаливания. В зимнее время года дети должны -создание необходимой развивающей среды;
находиться на свежем воздухе не менее 4-5
-проведение подвижных игр, пеших переходов
часов ежедневно. 11ри этом важно одеть
во время прогулок;
ребенка соответственно сезону и погоде, чтобы -строгое соблюдение двигательного режима и
режима дня;
обеспечить тепловой кофорт
24
-проведение утренней гимнастики,
и свободу движений (при темпера гуре воздуха физкультминуток, игр с движениями в
от +6 С до - 2 С - четырехслой пая одежда; от - 2 свободной деятельности;
С до - 8 С - четырехслойная одежда: зимнее
пальто и утепленные сапожки; от - 9 С до - 14 С
- пятислойная одежда). Зимой дети выходят на
улицу в безветренную погоду до - 15 С, при
пом длительность прогулки сокращается.
Наибольший оздоровительный эффект
достигается при проведении физических
упражнений на открытом воздухе в течение
всего года. В теплый период года все
организованные формы непосредственной
образовательной деятельности (утренняя
гимнастика, подвижные игры, спортивные
упражнения) проводятся на участке группы
или спортивной площадке.
Формирование представлений у
Факторы возденет вия па формирование у
воспитанников о здоровом образе жизни
детей привычки к ЗОЖ:
Основная мысль - ЗОЖ нс формируется с • Физкультурно-оздоровительная работа в
детском саду
помощью отдельных мероприятий.
• Рациональное питание
Каждая минута пребывания ребенка в
детском саду должна способствовать решению • 11олноцснный сон
• Соблюдение оптимального температурного
этой задачи, которая осуществляется по
воздушного режима
следующим направлениям:
• Психологически комфортная обстановка
• Привитие стойких гигиенических навыков
пребывания ребенка в ДОУ
• Обучение уходу за своим телом, навыкам
• Социально-бытовые условия пребывания
оказания элементарной помощи
• Формирование элементарных представлений ребенка в семье, ее традиции
об окружающей среде, опасных ситуациях в
быту, выработке знаний и умений действовать
в опасных жизненных;
• Формирование привычки ежедневных
физических упражнений;
• Развитие представлений о строении
собственного тела, назначении органов,
представлений о том, что полезно и что вредно
организму;
• Выработка у ребенка осознанного отношения
к своему здоровью, умение определить свои
состояния и ощущения; понимать
переживаемые чувства других и правильно на
них реагировать.
25
блШХ)1^1уЧИЯ1рпПШ»1Крс63(|>Ж'1И»1110СТО-ориетп ированпого общения взрослого и
ребенка;
• Организация рационального питания и
воспитание культуры еды (знание названия
блюд, из каких продуктов приготовлено
блюдо, полезные свойства продуктов,
правила поведения за столом);
• Обучение приемам дыхательной и
коррекционной гимнастики, пальчиковой и
гимнастике для глаз, самомассажу; заня i иям
на тренажерах, способах страховки на
спортивном оборудовании, закаливанию,
правилам личной гигиены на специально
организованных занятиях и в повседневной
жизни;
• Проведение тематических занятий на
группах;
• Проведение недели здоровья, организация
активного досуга в каникулярные дни.
направленных наюфгарпиий
психологического благополучия детей во
время их пребывания в детском саду.
Оптимальный базовый режим дня в группах
составляется воен ига гелем. При этом
воспитатель руководствуется следующими
принципами:
1. Понедельник и пятница не должны быть
физически и интеллектуально нагружены.
Нужно обеспечить ребенку легкое
«вхождение» в рабочую неделю и состояние
удовлетворенности своим пребыванием в
детском саду в конце недели.
2. Каждый день должен отличаться от
предыдущего по характеру игровой и
образовательной деятельности, по месту и
форме организации занятий.
3. В режиме дня должно быть предусмотрено
время для индивидуальных контактов каждого
педагога с детьми на основе неформального
общения.
4. Занятий с высокой интеллектуальной и
физической нагрузкой должно бьггь не более
одного-двух в неделю.
5. Ежедневно в режиме дня указывается время
игр. Причем инициатива в этих играх должна
принадлежать ребятам, а взрослым следует се
всячески поощрять.
6. В режиме дня должно быть выделено время
для проведения профилактических
мероприятий.лечения, психотренингов,
релаксационных и музыкальных пауз.
Планирование но использованию оздоровительной системы в режиме дня
Утренняя гимнастика:
1 часть - дыхательная гимнастика;
• Дыхательные упражнения со звуковой гимнастикой 2
часть - ритмическая гимнастика:
• Пальчиковая гимнастика;
• Общеразвивающие упражнения;
Перед непосредственной образовательной деятельностью:
• Точечный массаж
Физкультминутки:
26
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Пальчиковая гимнастика
Су-Джоко терапия Прогулка
Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения
Оздоровительный бег. ходьба После сна
Гимнастика пробуждения
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Ходьба с использованием нестандартного оборудования После полдника
Массаж для профилакгики простудных заболеваний__________________
Вариант режима дня «Каникулы»
Вариант режима дня для плохой погоды и в
дни повышенной заболеваемости
Специфика режима дня в случае
Это организация жизни детей в
неблагоприятной погоды заключается в том, определенные временные периоды,
что прогулки организуются в физкультурном и способствующая снятию накопившегося
музыкальном зале. Сквозным проветриванием утомления, предупреждающая возможные
помещения предварительно остужаются до
эмоциональные срывы. Время проведения
14-16 , затем открываются фрамуги. Дети,
каникул определяется на основании изучения
одетые соответственно температуре зала
утомляемости ребят. Проводятся каникулы в
феврале.
находятся в нем минут 30-40. Воспитатель
приносит игрушки, мячи, организует веселые
Технологически режим «Каникулы»
подвижные игры. В групповой в это время
представляет набор сценариев деятельности
проводятся сквозное проветривание, влажная детей на 5 дней. Каждый день приносит какойуборка и включаются бактерицидные
либо сюрприз (например, в детский сад привел
светильники. Дети возвращаются в
на воспитание своих озорных мышей Кот
свежеубранное и проветренное помещение.
Леопольд и деги целый день их «воспитывают»).
В течение дня нужно не менее двух
В каникулы увеличивается длительность
подобных прогулок. Кроме того,
прогулок.
предусматривается выход детей на 30-40 минут
В один из дней каникул организуется
за пределы группы «в гости» (в музыкальный '’вечеринка” с танцами, угощением, и «рам и.
зал). В помещении детям создаются условия
Благоприятно сказывается на настроении детей
для развивающей деятельности (стол с
деятельность, построенная по игровому или
пластилином, ватман с красками и т. д.)
сказочному сюжету. Например, "День театра",
В периоды повышенной заболеваемости "Путешествие по сказкам", "День художника",
в режиме дня увеличивается общая
"День здоровья" и т. п. При организации такой
продолжительность пребывания детей на
деятельности со стороны педагогов не должно
свежем воздухе, выделяется время для
быть никакого давления. Выбор за детьми.
проведения специальных лечебноВзрослым нужно лишь помочь детям
профилактических процедур, уменьшается
осуществить свои замыслы. В этом случае у них
количество непосредственной
появляется уверенность в своих силач, сознание
своей значимости, что, в свою очередь,
способствует установлению атмосферы
сотрудничества и партнерства
27
uwpawiHuvjioiivn
,
w
повышенными физическими и
интеллектуальными на!рузками. А вот
свободное передвижение по ДОУ резко
ограничивается, чтобы было как можно
меньше контактов. В дни карантинов мы
уменьшаем количество непосредственной
образовательной деятельности, их
эмоциональную насыщенность, увеличиваем
прогулки и длительность сна. проводим
активные лечебно-профилактические
процедуры.
близкими и нужными друг другу людьми,
Помимо налаженною много вариативного режима программа обеспечения
психологической безопасности личности ребенка в ДОУ включает:
1. Комфортную для психологического состояния детей организацию режимных моментов; сна.
питания
2. Систему профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического
воспитания: специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние.
3. Арома- и фитотерапию - путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера,
способствующих снятию напряжения.
4. Работу с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это увлекает детей и отвлекает
от неприятных эмоций.
5. Музыкальную терапию - регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских
музыкальных инструментах
6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
7. Предоставление ребенку максимально возможной самостоятельности и " свободы.
8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.
9. Развитие предметно-пространственной среды всего учреждения, расширение
возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.
Консультативно-информационная работа Организация работы с
педагогическим коллективом - одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению
соматического, психологического и физического здоровья детей.
Цель: Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и
укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка.
Задачи:
28
• Внедрение новых технологических методов коррекции в психическом и физическом развитии, а
также системы их социального сопровождения выпуска в школу
• Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ и технологий в области
физического воспитания детей дошкольного возраста.
• Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев оценки состояния
здоровья
• Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, санитарно -
гигиеническим и методическим составляющим здоровья
• Пропаганда здорового образа жизни
• Внедрение сбалансированного питания (десятидневное меню)
• Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеолог ичсских занятий,
психологических тренингов
• Максимальное обеспечение двигательной активности в детском саду, использование физминуток.
релаксации, элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений.
• Просветительская работа с родителями по направлениям программы «Будь здоров, малыш»
Формы:
• Анкетирование
• Индивидуальные беседы
• Консультации по запросу
• Педсоветы, круглый стол, семинары - практикумы
• Праздники и досуги
• Тренинги для педагогов по сохранению собственного психологического здоровья
Организация мероприятий с педагогическим коллективом по созданию условий для
формирования у детей привычки к ЗОЖ:
/. Обеспечение гибкого режима дня в детском саду
2. Проведение профилактических и медицинских мероприятий
-профилактическая работа с родителями и педагогами по снижению заболеваемости;
- вакцинация в соответствии с национальным календарем прививок:
- контроль за санитарным состоянием учреждения;
- контроль за питанием;
- проведение с детьми образовательной деятельности по теме «Я и мое здоровье»
29
3. Организация и проведение мероприятий по созданию комфортных условий и
психологического благополучия во время пребывания ребенка в детском саду:
-создание развивающей среды в группах;
-создание условий для обеспечения активной двигательной деяте лыюстн в i рчппс и
на прогулке;
-спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
-создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в
целом;
-рациональное использование музыкотерапии для нормализации эмоциональною состояния
детей и других методов психокоррекции;
-использование на во время непосредственной деятельности и в других благоприятных
режимных моментах элементов психогимнастики;
-оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с
детьми (взрослый-ребенок);
-применение психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение
нежелательных аффективных проявлений у детей (индивидуальные беседы педагога с
ребенком и родителями, проведение подвижных, сюжетно-ролевых и режиссерских игр и
др-'
4. Обеспечение безопасного пребывания ребенка в ДОУ;
-проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по
охране жизни и здоровья детей;
-проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации»
6.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Работа с родителями и пропаганда ЗОЖ в семье
Одним из основных направлений по формированию физически и психически
здорового ребенка является работа с родителями, которая заключается в привлечении
родительского внимания к здоровому образу жизни в воспитании детей и приви тие
общечеловеческой культуры. Приобщение родителей к спортивно-оздоровительным
мероприятиям, про водимым в МКДОУ.
Задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей.
Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и
психологической среды в семье.
30
♦♦♦ Изучение и распространение положительного семейною воспитания.
Ознакомление родителей с основами психолого - педагогических знаний через
психологические тренинги, семинары - практикумы, консультации.
Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.
формы работы с родителями:
Ф Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций;
Ф Анкетирование
Выпуск информационных листов
Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам
* Дни открытых дверей
* Экскурсии но детскому саду для вновь прибывших
* Показ занятий для родителей
* Совместная непосредственная деятельность для дегей и родителей
Ф Круглые столы с привлечением специалистов детского сада
Ф Родительский всеобуч.
* Организация совместных дел (постройка горки, расчистка участка от снега и др.)
Совместная работа с семьей строится на следующих основных
положениях, определяющих се содержание, организацию и методику:
1. Единство - которое достигается в том случае, когда не только воспитателям, но и
родителям хороню понятны цели, задачи воспитания здорового ребенка, когда семья знакома
с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги
используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы в соответствии с планом работы) в
течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета
их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе
доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитега педагога в семье, а
родителей - в детском саду.
Методы, используемые педагогами в работе:
•
анкетирование родителей.
•
беседы с родителями
•
беседы с ребенком
•
наблюдения за ребенком
•
изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми
31
С целью улучшения профилактической работы с родителями по вопросам закаливания и
оздоровления ребенка старшая медсестра проводи! с родителями цикл бесед, лекций но
темам:
•
11ричины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний. •
11рофилактика ОРЗ в домашних условиях.
•
Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении. •
Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
О питании дошкольников.
•Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
•
Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их
влияние на здоровье детей.
•Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Пропаганда ЗОЖ:
•
Родительские практикумы по закаливанию
•
Информационный стенд
•
Родительски собрания
•
Консультации о ЗОЖ в семье
•
Спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселые старты» и др.
•
Консультации, памятки, информация о безопасном поведении в быту
•
Совместные походы
•
Организация досуга в семье
•
Празднование Дня именинника на группах
•
Наглядные виды работ: выставки детских рисунков, дидактических пособий,
фотовыставки.
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы считаем, что созданная в МДОУ система работы но основной оздоровительной
программе «Будь здоров» позволит нам качественно достичь поставленную цель в
сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, в формировании у
родителей, педагогов, детей ответственности в деле сохранения своею здоровья, в
улучшении медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная
опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это даст
положи тельный эффект в нашей работе: у большинства детей уже наметилась тенденция
сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его
укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
В результате внедрения и реализации основной оздоровительной программы «Будь
здоров, малыш», дети ДОУ должны показать высокий уровень развития физических
качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека:
быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости и достаточный уровень
развития основных движений.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития,
повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и
умствен ной работос пособности.
2. Воспитание в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе
общечеловеческой культуры. Приобщение детей и взрослых к традициям большого спорта
(баскетбол, футбол, волейбол, ритмика).
3. Развитие основных физических качеств (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и
умение рационально использовать их в различных условиях.
33
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертиф икат 603332450510203670830559428146817986133868575922
Владелец Арипшева Элла Маратовна
Действителен С11.10.2021 no 11.10.2022